ДЖАМИЛЯ
Еще не было восьми часов. Зимний холодный ветер уносил в разные стороны снег, лежащий на подоконнике. В небольшом светлом кабинете женщина готовилась принимать больных. Вдруг она присела и задумалась. Медсестра Республиканского противотуберкулезного диспансера Джамиля Мурадовна Гаджиева размышляла о своем жизненном пути.
Она родилась в интернациональной семье. Отец был по национальности кумык, мать — аварка из Хунзаха. Джамиля в раннем возрасте потеряла отца. Умерли и оба брата.
Любовь к людям, желание служить им заставили ее после окончания в родном городе Буйнакске восьми классов поступить учиться в Махачкалинское медицинское училище. Но война помешала Джамиле получить специальность, о которой она мечтала. На втором курсе ей пришлось приостановить учебу.
Это была весна 1942 года, когда гитлеровские захватчики угрожали Советскому Союзу. Фашисты уже были на Кавказе. Красная Армия нуждалась в помощи. Не хватало связистов, радистов, медицинских работников и других специалистов. В армию отправлялись дагестанские девушки. В числе других комсомолок и Джамиля получила из городского комитета комсомола повестку в армию. Когда единственная дочь отправлялась на войну, мать не проронила ни слезинки. Только, провожая Джамилю, в назидание Нажабат сказала: «Дочка, будет трудно на войне, но не давай никому об этом знать, терпи».
Вместе с Джамилей в армию отправились и ее однокурсницы — четыре русские девушки. Их отправили в Грозненскую сержантскую школу связистов. Через несколько месяцев Джамиля оказалась на переднем крае ожесточенных боев за Кавказ. Ее основной работой было наблюдение за появлением в воздухе вражеских самолетов.
Тогда Джамиле еще не исполнилось и восемнадцати лет. Но доверенное ей дело она выполняла, как мать наказывала, с честью. Так, проходя службу в части связистов, которая входила в состав Закавказского фронта, дагестанка принимала участие в боях за освобождение городов Моздок, Малгобек, Ростов-на-Дону и других.
Вблизи Новороссийска шли тяжелые бои. Беспощадный враг без перерыва бросал бомбы и обстреливал наших солдат. Из этого "ада" выносила мужественная горянка раненых воинов. Вот Джамиля на плащ-палатке из огненного пекла с поля битвы выносит раненого молодого воина. Его зовут Василий. Санинструктор старается вынести солдата за разрушенный дом. Но когда остается небольшое расстояние, недалеко взрывается вражеская бомба, и образовавшаяся мощная воздушная волна отбрасывает ее на несколько метров от раненого в другую сторону, и она теряет сознание…
Из госпиталя ее выписали инвалидом второй группы. В звании лейтенанта с несколькими правительственными наградами в 1944 году она вернулась в родное училище.
Более сорока лет своей жизни отдала Джамиля Мурадовна профессии медика. Она была не только способным медработником, но и хорошим наставником. Щедро передавала свой богатый опыт молодым специалистам. Ежегодно практику у нее проходили 20-30 студентов. Часто встречалась Джамиля Мурадовна со школьниками и рассказывала им о Великой Отечественной войне, о том, как советские люди всех национальностей, не щадя своей жизни, воевали против фашистов.
— У Гаджиевой легкая рука, — говорили о ней больные.
Джамиля Мурадовна одна вырастила двоих своих детей. Дала им хорошее воспитание и образование.
ПАТИМАТ
"Урок ведет педагог П.С.Гаджиева". Более тридцати лет висела табличка с такой надписью на двери одного из классов Махачкалинской музыкальной школы №1, где когда-то училась сама Патимат Садыковна. П.С. Гаджиева возглавляла в этой школе отделение фортепьяно.
В те годы у нее было много учеников, и каждому из них она дарила частицу своего сердца. Настойчиво и внимательно заботливый, хорошо знающий свое дело преподаватель учил своих учеников. Делу отдавала Патимат все свои знания, силы и время. Ее бывшие ученики теперь сами педагоги с большим стажем.
С малых лет тянуло Патимат Садыковну к музыке. Она хорошо знала песни и танцы родного народа. В этом отношении большое влияние оказали на нее родители. Ее мать Рабият искусно играла на гармони. Аксакалы села помнят красного партизана, первого председателя родного колхоза, участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красной Звезды – отца Патимат Садыкбека. В их дружной семье было одиннадцать детей. Они все пели и играли на народных музыкальных инструментах. Брат Патимат Садыковны Наби Садыкович Дагиров был известным в Дагестане композитором, заслуженным деятелем искусств РСФСР.
— В музыкальную школу я попала случайно, — вспоминала она. — Это было более пятидесяти лет назад. Из родного села Верхнее Казанище Буйнакского района еще маленькая я ездила в Махачкалу проведать родных. Прогуливаясь в городе, я слышала красивую музыку и, сама не зная, как оказалась у двери здания, откуда слышна была музыка. Оказалось, что это была музыкальная школа.
Благодаря хорошему музыкальному слуху, любви к музыке и трудолюбию ей удалось успешно окончить школу и стать хорошей пианисткой. Большой радостью юной пианистки стало то, что в тот же год она поступила в Махачкалинское музыкальное училище. И там Патимат училась примерно, пробовала сочинять мелодии, мечтала поступить в консерваторию. Но этому помешала война. Нужно было защищать родную землю от фашистских захватчиков.
1942 год. С четвертого курса вместе с комсомолками – однокурсницами Патимат добровольно отправилась на фронт. В армии она служила в третьей артбатарее 744-го пулеметно-артиллерийского полка противовоздушной обороны.
На войне легко не бывает. Действительно, трудно было там и комсомолке Патимат. Много раз приходилось стоять за пушкой, таскать ящики, наполненные снарядами. Но горянка не отступала, ибо росла в ней любовь к Родине и решительность разгромить врага. А когда наступала передышка между боями, Патимат принимала активное участие в художественной самодеятельности батареи, выступала перед воинами своего полка.
За проявленные подвиги в Великой Отечественной войне Патимат Садыковна получила пять правительственных наград, в том числе медали «За защиту Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После возвращения с фронта Патимат Садыковна в составе коллектива ансамбля песни и танца ездила с концертами в разные районы республики. Выступала перед воинами. Она умела играть на самых разных музыкальных инструментах. Училась в учебном заведении, теперь названном именем популярного композитора и педагога Готфрида Алиевича Гасанова. После этого началась ее педагогическая деятельность в Махачкалинской музыкальной школе №1 имени П.И.Чайковского. Затем она окончила музыкальный факультет дагестанского Пединститута.
За многолетнюю педагогическую деятельность и успехи в этой работе ветеран войны и труда Патимат Садыковна Гаджиева награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР, Министерства культуры республики и многими другими.
Сейчас Патимат Садыковны нет среди нас. Но она оставила заметный след в музыкальной жизни Дагестана.
ТАИСИЯ
Одной из дагестанок, участвовавших в Великой Отечественной войне, была Таисия Магомедовна Курбанова.
… Всего шестнадцать лет исполнилось Таисии, когда она поступила работать на Махачкалинскую трикотажную фабрику, которую потом назвали имени Н.Крупской. Это был 1940 год, когда советские люди были заняты мирным трудом.
Через год началась Великая Отечественная война. В Махачкалу прибывали раненые солдаты. Встречала их на железнодорожном вокзале и Таисия. Тогда она и решила стать санитаркой.
Прошел год с начала войны. Со званием кадрового сандружинника Таисия получила специальную книжку работника Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. С ней она прошла военные дороги до Норвегии. 1274 дня ходила Таисия вместе с советскими воинами по этим дорогам. В составе дорожных и их эксплуатационного батальона, который входил вначале в организованную в Махачкале 44-ю армию и потом 14-ю особую армию, как санитарка принимала участие на Закавказском, Южном, Четвертом Украинском и Карело-Финском фронтах.
На войне у Таисии Магомедовны немало было напряженных дней, бессонных ночей, но дагестанке, которой едва исполнилось восемнадцать лет, хватило мужества, чтобы все это пережить.
За Севастополь шли ожесточенные бои. Командование поручило Таисии Магомедовне работу фельдшера: ее послали в поселок Инкерман, расположенный на расстоянии пяти- шести километров от места, где шли бои, чтобы подготовить медпункт для раненых бойцов. Этот маленький поселок был разрушен войной. И вот через несколько часов в разрушенном здании она приняла первых раненых. Это были матросы. Среди них были и тяжело раненные.
Военный фельдшер, перевязав раны, находит автомашину и срочно отправляет их в госпиталь города Симферополя. У Таисии Магомедовны немало было в жизни подобных ситуаций. Находясь непосредственно вблизи военных действий, способствовала молодая горянка сохранению жизни сотен раненых советских воинов.
День Победы Таисия Магомедовна встретила в далекой Норвегии.
— Вечером, дав концерт артиллеристам соседней военной части, участники художественной самодеятельности нашего батальона смотрели кинофильм, — вспоминала она. — И вдруг прибежал один майор и крикнул: "Товарищи! Остановите фильм! Победа. Ура..!"
От радости бойцы обнимали друг друга, поздравляли с Победой. Многие не смогли сдержать слез. В воздухе раздались звуки выстрелов автоматов, начались вырисовываться полосы огней ракет. В этот день радости бойцов не было предела.
С фронта махачкалинка вернулась с пятью правительственными наградами. Среди них "За защиту Кавказа", "За защиту Советской палярии" и другие медали. По приказу Верховного Главнокомандующего Советского Союза И.В.Сталина ей вручен лист, названный "Четыре благодарности вождя". Там написано: «Красноармейцу Т.М.Насруллаевой (девичья фамилия Таисии Магомедовны) за прорыв сильно укрепленной обороны немцев на северо-западе Мурманска и овладение городом Петсамо (Печенга) 15 октября 1944 года;
за освобождение всего производственного района Никеля от немецких захватчиков и овладения важными населенными пунктами — Никель, Ахмалахта, Сальмиярви Мурманской области 23 октября 1944 года;
за овладение важным портом Киркенес в Баренцевом море 25 октября 1944 года;
1 ноября 1944 года. За освобождение полностью территории Печенги от немецких захватчиков, за очень удачные военные действия на этих участках войскам Карельского фронта, в том числе участвовавшей в боях, объявляем благодарность».
По возвращении домой Таисия Магомедовна работала в "Дагтекстильпромсоюзе", затем в Махачкалинской автоколонне №1209. Заслужила много благодарностей от руководства.
Муж Таисии Магомедовны Ирази Юсупович Курбанов также является участником Великой Отечественной войны. Он был штабным связистом. Прошел боевой путь до Берлина. После войны работал помощником мастера цеха на Махачкалинской фабрике имени III Интернационала. Вместе с супругой вырастил двух сыновей и трех дочерей.
В этом году Таисии Магомедовне исполнилось бы 86 лет.