Радуга звука

 Скрипка
Еще во времена, когда творили Бетховен и Глинка, было доказано, что звуки музыки могут восприниматься в цвете. Каждой ноте соответствует свой оттенок, и Моцарт, и Вивальди "расцвечены" красками. Различные чувства испытывают и слушатели основоположника современной скрипичной техники Николо Паганини, чьим именем назван самый престижный конкурс скрипачей. Возможно, когда-нибудь его участниками станут и юные скрипачи из нашей республики. А пока они состязаются в рамках V городского ежегодного открытого конкурса "Таланты нового века".
Ученики прославленного педагога Николая Енюкова из Каспийска определенно подают надежды, они и открывали конкурс скрипачей в Центральной детской музыкальной школе им.А.Цурмилова 6 апреля. Пока Гаписат Газеева и Павел Котельников представляли классиков скрипичной музыки, Николай Андреевич в составе жюри старался быть беспристрастным. Ведь в конкурсе старшеклассников участвовали еще пять его учеников: Камила Магомедова из Каспийска и воспитанники Центральной детской музыкальной школы Лейла Ярметова, Анаит Пилоян, Арсен Сепиханов и Бадружиган Абдуллаева. А как не поболеть за учениц Л. Енюковой! Восьмилетняя Евгения Крылова вышла на сцену первой, Алина Мусаева так сыграла «Танец» Дженкинсона и «Концерт» Вивальди, Джунай Сулейманова — «Пойду ль, выйду ль я» Комаровского и «Ригодон»Дакена, Кабират Кардашова — вариации Данкли и «Минуэт» Боккерини, что могли бы позавидовать некоторые профессиональные исполнители. Помогая перед началом игры настроить инструмент Арзу Сулеймановой, Николай Андреевич пожелал и ей победы.
Хорошо подготовившись, пришли на конкурс и ученики детских музыкальных школ Махачкалы №№ 1, 2 и 6 Эльмира Аскерханова, Руслан Эфендиев и Малика Махмудова.
Хотя конкурс носит статус городского, в нем участвуют юные музыканты из других городов республики. Кроме махачкалинцев и каспийчан, в состязаниях по исполнительскому искусству на скрипке участвовал Аяз Нафталиев из Дербента. «Неаполитанская песня» П.Чайковского в его исполнении наполнила зал радужными красками.

Духовые и ударные
Ксилофон и металлофон в конкурсе «Ударные инструменты», прошедшем в тот же день и в том же месте, создавали ощутимые колебания в атмосфере зала и в душах слушателей. Ученики Г. Кансадиева и Е.Островского сыграли на ударных и Глинку, и Моцарта, и Баха, и Прокофьева, и Бизе, и молдавский танец «Лекуричи», и произведение самого Ефима Островского – самодеятельного композитора из Каспийска – «Шими Дербенди».
«Сладкие ароматы» передавали многие мелодии, прозвучавшие в конкурсе духовых инструментов, потому что здесь «королевой бала» была флейта. Легкими дуновениями крыльев слетала «Лебедь» Сен-Санса с флейты ученицы Г. Керимхановой Лейлы Ражбадиновой, и вновь проплыли перед взором лебеди потом, когда Лейла выступала в номинации «Ансамбли» вместе с Лолитой Горшковой. «Хором охотников из оперы «Вольный стрелок» мажорно звучали блок-флейты в руках Полины Масальской (преподаватель Р.Казиева) и Айны Магомедововй ( преп. Г.Керимханова). Тонкими ощущениями от исполнения произведений Бриттена, Лойе, Дюссека и Мильмана щекотали все органы чувств Виталий и Екатерина Яблочкины, которые занимаются в Школе для одаренных детей Мурада Кажлаева у Индиры Зайдиевой. Популярные мелодии Баха и Глюка излучали тепло и бодрость от флейты под пальцами Ольги Ермаковой.
Человек слышит звуковую вибрацию от 20 до 20 000 герц, в этот диапазон входят звуки ниже самого низкого звука пианино и выше самого высокого звука флейты пикколо. Во всех музыкальных номерах в этой номинации участвовало и фортепиано, за которым играли настоящие профессионалы, умеющие и направить ученика, и скрыть его оплошности.
В номинации «Ансамбли» вновь соревновались Махачкала и Каспийск. В исполнении трио воспитанниц Р.Казиевой прозвучали русские и украинские народные произведения, а ученики Г.Кансадиева представили дагестанских авторов, в том числе и «Веселую песенку», и «Румбу» самого учителя.
— Наконец-то в репертуаре появились дагестанские произведения, — воодушевился один из организаторов конкурса – заместитель начальника Управления культуры города Махачкалы Руслан Шахмарданов.

Жюри
Кроме Николая Енюкова, в немногочисленное, но компетентное жюри конкурсов по исполнению на скрипке, духовых и ударных инструментах входил член Союза композиторов РД Заур Джанаев. А возглавлял его Гамид Омаров, известный педагог, за годы руководства которого Дагестанским музыкальным училищем наша культура значительно пополнилась профессионалами.
— У меня нет возможности сравнивать сегодняшнее мероприятие с конкурсом «Таланты нового века» прошлого года, но дети в этом конкурсе участвуют определенно талантливые, — признался Гамид Меджидович. — В номинации «Скрипка» я сразу выделил Анаит Пилоян и Павла Котельникова. Среди «ударников» мне понравился ученик Е. Островского Расул Гасанов, который виртуозно сыграл увертюру к опере Бизе «Кармен», и ученица Г. Кансадиева Самира Багарчиева. Хотя эти педагоги по профессии не ударники, они сумели научить детей владению техникой игры и привили интерес к этим инструментам. Я не ожидал такого, мне многих детей посчастливилось слушать, но этот конкурс дал оптимистический настрой на будущее музыкальной культуры республики.
Сложнее было работать судьям конкурсов исполнения на русских и дагестанских народных инструментах. Не только потому, что критерии оценки здесь не имеют такой предыстории, как у игры на классических инструментах, но и форма организации конкурса требовала напряжения. Если на прослушивания в Центральной детской музыкальной школе им. А.Цурмилова конкурсанты приходили, как на экзамен, по одному, в вместительном зале Дагестанского колледжа культуры и искусства, где 8 апреля проходило состязание по народным инструментам, расположились все участники. Благие намерения – дать возможность увидеть своих соперников – обернулись непредусмотренными шумовыми колебаниями, сквозь которые жюри улавливало звучание инструментов. Судейская команда во главе с заместителем декана музыкального факультета Дагестанского государственного педагогического университета Еленой Гаджиевой следила не только за техникой и культурой исполнения, но и за разнообразностью репертуара и артистизмом.

Русские народные
Хотя член жюри преподаватель Махачкалинского музыкального училища Андрей Бондаренко после конкурса печально заметил: «Русские народные инструменты для участия в конкурсе будто «вымерли», учащиеся детских музыкальных школ и школ искусства Махачкалы и Каспийска отыграли «свой тайм» достойно. Октет ДШИ № 4, подготовленный самим Андреем Валентиновичем, представил и «Рябиновые наигрыши» А.Абрамова, и «Баянист играет джаз» Е. Дербенко. Столько же участников составил оркестр русских народных инструментов из Каспийска, в чьем исполнении прозвучали и фантазия, и вальс, и популярное произведение Мурада Кажлаева «По тропинке к роднику» (преп. Т.Васина). В номинации «Ансамбль» ДМШ № 6 выступила и квартетом, и оркестром в два десятка участников, один из участников которого ученик А.Ганичева Александр Альховцев в сольном состязании воодушевил зал исполнением на балалайке русской народной песни «Во поле береза стояла». Струны «извлекали» аромат березовых почек, а тонкое чутье жюри улавливало приближающийся вихрь танцев (В.Матов «Подмосковная кадриль», А. Корелли «Сарабанда»), клубы пыли (П.Булахов «Тройка мчится, тройка скачет») и речную свежесть( Карамышев «У реки»). Под пальцами аккордеонистов Никиты Алиева ( ЦДМШ) и Хадижат Бахмудовой (ДМШ №5), баяниста Гамзатбека Омарова (Каспийск) клавиши и кнопки воспроизвели и народные мелодии, и классические произведения. А открывала конкурс «Русские народные инструменты» первоклассница ДМИ № 2 Лариса Биячуева «Соловушкой» М.Глинки на домре.
Русская трех-четырехструнная домра с соответствующей перестройкой используется как замена дагестанских народных инструментов.

Дагестанские национальные
Кумуз, традиционно изготавливаемый из абрикоса или ореха, теперь мастерят из того же дерева, что и тар, – тутового. Твердые породы дерева труднее поддаются обработке, но акустически более совершенны. Возможность доказать это на конкурсе в сольном исполнении была у учащихся махачкалинских музыкальных школ № 5 и № 6. Нурмагомед Хизриев (преп. Т. Мурадалиев) извлек из тутового корпуса тара лезгинские и азербайджанские напевы. Издревле на таре играли только мужчины. Но времена настолько меняются, что Индиана Мамедова (преп. Д.Азизова) исполнила на восточном национальном инструменте не только народную песню «Марал-ханум», но и «Мелодию» Шумана. Ученики профессионального исполнителя на кумузе Татьяны Трифоновой Альбина Хаджаева, Азамат и Сайпудин Абакаровы представили еще большее репертуарное разнообразие: А. Хачатурян, М. Кажлаев, Д. Нурыев, Д. Кабалевский, Х.Плиев, О. Гордели, К. Молдобасанов. Объединив тар с двумя кумузами, трио из ДМШ № 6 сыграло мелодию из кинофильма «Цыган», «Моего соловья» В. Харшова и «Вернись в Сорренто» Э. Куртиса. Т. Трифонова обучает игре на кумузе и учащихся ДМШ №4, ансамбль этой школы превосходил числом.
Ансамбль кумузистов ДМШ № 5 исполнил произведения своего педагога Д. Асильдерова и его отца Х. Асильдерова.
В конкурсе народной музыки флейта фигурировала как национальный инструмент. В Дагестане на флейтах, изготавливаемых из камыша, играют с незапамятных времен, сегодня они изготавливаются из современных материалов. Но продолжают играть старинные мелодии. В трио учащихся ДМШ №5 вместе со струнным и ударным звучал и духовой инструмент.
В ансамбле Е. Бондаренко переплелись голоса русских и дагестанских народных инструментов. А оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств РД композитора Падишаха Киберова многоголосьем струн и клавиш создал атмосферу настоящего концерта. Присутствие среди других аккомпаниаторов на фортепиано и народного артиста РФ Хана Баширова это впечатление усиливало.
Состязательный момент достиг апогея, когда на сцену вышли нагаристы. Удары ладонями и пальцами по двухстороннему барабану сменялись барабанными палочками: «Ритмы гор», «Кавказские ритмы», «Дагестанские ритмы». Было общее в ритмике, но вместе с тем за игрой барабанщиков ощущался учитель. Школа С. Джумартова, школа К. Алиярова, школа Л.Магомедова – это не представление музыкальных учреждений, где преподают известные в Дагестане ударники, а виртуозность и влюбленность в свой инструмент. Детские школы искусств №2 и №4, Центр детского творчества при гимназии № 17 готовят прекрасную смену прославленным барабанщикам.
Под барабанную дробь или электронные пассажи выйдут победители V городского ежегодного открытого конкурса "Таланты нового века — 2010" на финальную сцену 25 апреля – не важно, главное – есть стимул для увлечения музыкальным творчеством.

 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам