Путь к успеху через чистые намерения

— Как Вы стали предпринимателем?
— Как говорится, помог случай. По возвращении из армии в 1988 году встретил в Махачкале своего бывшего тренера по дзюдо Магомеда Халиловича Муртузалиева, который предложил мне стать его компаньоном в создаваемой фирме «Эркос», которая впоследствии занялась монтажем отопительных систем. Мы сложили свои идеи, замыслы, проекты, объединив четыре компании. Но после сдачи в эксплуатацию двух домов, над которыми работали совместно, по весьма банальным причинам пришлось «разбежаться». Я и мои друзья-товарищи четыре года занимались автоделом. Но время и накопленный опыт в бизнесе заставили нас, прежних компаньонов, вновь сойтись. Оказалось, что совместно мы сможем работать более эффективно. Мы учились, как говорится, «на марше». Двигать бизнес трудно людям, вечно сомневающимся. Я считаю, что мне на начальном этапе помог энтузиазм, образно говоря, мотор, который «проглотил» когда-то и который работает во мне с такой же скоростью, как и раньше. Именно такой настрой, а вернее, самонастрой, помогают мне и моим коллегам преодолевать трудности на пути к успеху.
— У Вас есть жизненное кредо, которое определило тот самый путь к успеху?
— Для себя его определил, как «чистые намерения». Мы чувствуем себя достаточно уверенно, потому что в отличие от нытиков и пессимистов убеждены, что не все так плохо в окружающем нас мире. Ты имеешь, что заслуживаешь.
— Вы сами осознавали, какими резервами обладаете, каков предел Ваших возможностей?
— Я сам определял свою планку возможностей, она всегда была довольно высокой. Кому-то может показаться это бахвальством, но эта планка в пять раз выше кажущегося «потолка». Вы спросите: а за счет чего такая самонадеянность? Мы никогда не боялись учиться у талантливых руководителей, могли анализировать формы и методы их работы. И тогда нам становилось ясно, что мы упустили, почему некоторые наши действия неэффективны.
— Каждый ли человек может стать предпринимателем?
— Только тот, кто сможет подавить «червяка», который сидит в каждом из нас. Под «червяком» я имею в виду, в первую очередь, лень, сомнения, жадность, лицемерие, манию величия. У меня есть знакомый, который ненавидит всех богатых. Он думает, как тот Емеля из сказки, что все происходит по щучьему велению. А надо лишь поменьше спать, тогда и пойдут дела.
— Как начать своё дело? У Вас есть свои подходы?
— Еще в детстве отец меня учил: «Если не знаешь, с чего начать, просто начни, тогда и мысли появятся». Так я и действую. «Путь в тысячу начинается с одного шага», как говорил Лао Цзы. Надо знать следующие правила: «В начале бизнеса денег нужно минимально, вложенных усилий – максимально», «Если деньги на бизнес нужны – они обязательно найдутся!»
— Получается, что для Вас «риск — благородное дело»?
— До «Эркоса» моя трудовая книжка была настолько переполнена записями, что меня отказывались брать на работу, считая «летуном». После встречи с единомышленниками понял, что именно бизнес дает огромные возможности для развития. Подал заявление об уходе. Ушел без лишнего шума, видимо, сработал «предпринимательский подход». Только я еще тогда не знал, что это такое. Первым делом я оценил, что у меня есть в распоряжении все мои навыки, теоретические знания, полученные в Дагестанском политехническом институте по специальности «теплогазоснабжение», взаимоотношения с людьми, целеустремленность и пр. А это все очень важно, когда руководишь большим коллективом (количество работающих доходило до пятисот человек). Гордимся тем, что и в кризис смогли сохранить костяк специалистов. Да, сегодня у нас не самые лучшие времена, но тем не менее мы улыбаемся, кризис нас мобилизовал, дисциплинировал, сделал еще ответственнее, лучше стала реакция на те или иные «завихрения» рынка.
-Что Вы делали в минуты отчаяния? Как Вы их преодолевали?
-Что касается сложностей в бизнесе, то пытаюсь проанализировать ситуацию, найти оптимальное решение. А вообще отчаяние — это не рабочая ситуация. Работать в моменты отчаяния нельзя. Ведь на руководителя смотрят коллеги по бизнесу, надеются. Оптимизм руководителя вселяет в них уверенность.
— Как-то брал интервью у одного педагога. Так вот, он считает, что колыбельную мать не должна петь в плохом настроении. Ваш ответ на мой вопрос напомнил мне эту встречу с педагогом.
— Согласен на все «сто». Ведь фирма «Дельфин» – наше детище. От нашего отношения к нему зависит судьба предприятия.
— Вы сказали, что трудно сделать первый шаг. А как дальше?
— Самое трудное – не прислушиваться к тому «червю», о котором я уже говорил, не пускать дело на самотек.
— Мы стремимся к правовому государству. Нужны ли Вам юридические знания?
— Я никогда не сталкивался с арбитражными судами. Одним словом, не вовлекал государство в свои проблемы. Если изучать законы, чтобы начать дело, то никогда не начнешь. Причем законы часто меняются. Все равно по ходу дела все узнаешь. На мой взгляд, если занимаешься солидным бизнесом, то лучше нанять квалифицированного юриста.
— У вас есть конкуренты? И как Вы с ними соперничаете?
— Стараюсь их просто не замечать. В Дагестане, к сожалению, нет здоровой конкуренции, она у нас выливается в жесткое противостояние, образно говоря, в войну. Я в эту войну не ввязываюсь. Мы не хотим тратить на это время. Если какая-то фирма или индивидуальный предприниматель демпингует в в какой-либо сфере, то мы просто уходим. Мы ищем что-то новое, эффективное и качественное. Кроме того, сфера нашей деятельности уникальная. Это монтаж отопительных систем, систем кондиционирования, вентиляции, производство бассейнов, саун, фонтанов, ковка и т. д. Вот так мы «боремся» с конкуренцией.
— Если бы Вы оказались на нуле, то чем бы Вы занялись?
— Тем же самым. Ведь трудно начинать для того, кто в этом бизнесе новичок. А мы уже пятнадцать лет заняты этой сферой деятельности.
— Какую самую главную ошибку Вы сделали в начале своего дела?
— Главная ошибка? Никогда не думал об этом. Но скажу так: такую большую фирму нельзя было бы «раскручивать» на такой большой скорости, в такие короткие сроки.
— Одни, гоняясь за «большими» деньгами, проигрывают, а другие делают все постепенно, умеренно…
— У каждого свой путь. Некоторые установили для себя ограничения, мы же таких жестких рамок не ставили. Просто работали, не предполагая наступления кризиса.
— Наверняка у Вас сложились взаимоотношения с налоговой инспекцией, санитарной службой, пожарным надзором, милицией, администрацией, банком и т. п. Как Вы строите эти взаимоотношения? Изменилось ли для Вас понятие «свобода бизнеса»?
— Я человек неконфликтный. Поэтому приход к нам контролирующих органов никогда не считал какой-то проблемой, тем более трагедией. Сделанные замечания исправляли с ощущением того, что каждый должен выполнять свою работу честно и качественно. И это не изменило нашего отношения к понятию «свобода бизнеса».
— Какие приоритеты и преимущества отличают вашу фирму?
— Все эти годы мы были очень открытой организацией. Но сейчас мы поняли, что излишняя открытость мешает ведению нашего бизнеса. То есть открытость осталась, но внутри фирмы, друг перед другом у нас никаких секретов нет. В отличие от других аналогичных предприятий стремимся к совершенствованию, участвуем в семинарах, выставках, интересуемся всеми технологическими новинками. Кроме того, акцент на качество, удобное расположение офиса, наших магазинов привлекают клиентов.
— Наши деятели культуры, спорта, учреждения социальной защиты, некоммерческие организации нередко просят бизнесменов о помощи. Готовы ли Вы к такой помощи?
— До кризиса к нам в неделю приходило до пяти – шести человек с подобными просьбами. Но сейчас до лучших времен мы отказались от подобной благотворительности. Последнюю такую акцию мы провели, когда подарили детскому саду на ул. Гагарина котлы. К сожалению, не даем и премии нашим сотрудникам, в противном случае пришлось бы сократить штат наших работников.
— Смогли бы Вы возглавить республиканскую Ассоциацию работников подобных фирм?
— Может, я и мог бы возглавить, но вот желания не было никогда. Мне намного интереснее руководить группой компаний, родственных по профилю, которые занимаются смежным бизнесом. К нам, в центральный офис, приезжают клиенты из других регионов Северного Кавказа и рады тому, что могут заказать не только установку оборудования по отоплению, но и ковку, шторы, камины и т. д. Этого могло и не быть, если бы мы не объединили наши усилия внутри «Дельфина». Таким образом, нам помогает «живая реклама», когда заказчики передают друг другу информацию о деятельности нашей фирмы.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам