Аскеза и уединение

В суфийской идеологии и практике аскезе и уединению уделяется значительное внимание. Они взаимосвязаны, одно может быть рассмотрено как часть другого, они могут практиковаться как вместе, так и в отдельности. И то, и другое суть физическое и духовное состояние тела и личности. Аскетизм и уединение в тех или иных формах практикуются во всех религиях.
Понимание сущности аскетизма может иметь разное толкование. Почти все суфийские авторы согласны с тем, что в аскезе задействованы как душа, так и тело. Без пренебрежительного отношения человека к мирским благам, прежде всего, к материальному достатку, аскетизм теряет свой изначальный смысл. Тот, кто живет в роскоши и утверждает, что его душа пребывает в аскетическом состоянии, вызовет усмешку и недоверие. А того, кто от аскезы испытывает лишь физическое страдание тела, без ощущения возвышенного состояния души, можно только пожалеть. В таком случае отсутствует духовное содержание аскезы, и она оказывается бессмысленной затеей.
Суфий может быть богатым или бедным, но ни в коем случае он не должен быть стяжателем материального.
Современный исследователь суфизма из Сирии Абдул Кадир Иса в своей книге «Истина суфизма» уделяет данному вопросу большое внимание. Он, ссылаясь на суфийских подвижников прошлого, пишет: «Любой мусульманин, перелистывая Книгу Аллаха, находит многочисленные аяты, поясняющие ничтожность, быстротечность и бренность мирского и его наслаждений, и то, что оно является средством испытаний отвлеченных… Аскетизм – это высшая степень душевного состояния и освобождения сердца от всего, кроме Аллаха. Достижение этой степени – важное дело, требующее большой устремленности. Для иллюстрации своих слов автор приводит следующее высказывание великого суфийского ученого Манави: «Аскетизм не есть удаление от себя всего имущества, он заключается в том, чтобы наличие или отсутствие имущества было для тебя одинаковым, а также чтобы отсутствовала душевная привязанность к нему».
Аскеза часто сочетается с уединением, ибо отшельник, как правило, избирает аскетический путь для укрощения тела и возвышения духа.
Многие суфийские учителя прошли через отшельничество, они подолгу находились в полном уединении вдали от людей или же в затворничестве в специальных кельях, проводя дни и ночи, месяцы и годы в посте и молитвах, медитации и созерцании.
После многих лет, проведенных в пустыне, суфийские шейхи, возвратившись в мирскую жизнь к единоверцам, духовно все равно чувствовали себя в уединении от людей и наедине с Аллахом. То есть в особом состоянии, которое передается в известном выражении «халват дар анджуман» (в уединении среди людей).
Аскеза и уединение – это всего лишь первоначальные шаги по Пути к постижению Божественной Истины, чему суфий посвящает всю свою жизнь. Однако к ним прибегают и продвинутые мистики, достигшие высоких уровней духовного развития, для совершенствования своего состояния.

Молитва и размышление
В суфизме, как вообще в исламе, а также в других религиях, молитва играет особую роль. Внешний аспект молитвы связан с телом и его органами: определенные телодвижения, предусмотренные правилами мусульманской молитвы, включают стояние, поклоны, падение ниц (сужда), а также движение рук и головы при произнесении определенных молитвенных выражений и коранических формул. Внутренний аспект предполагает глубокое размышление с целью проникновения в смысл произносимых тихим шепотом текстов, сопряженное с желанием перейти к особому состоянию души, когда она с мольбой и любовью обращена к Богу, стремясь приобщиться к Его вечной красоте и мудрости.
Исполнять внешние требования мусульманской молитвы вовсе не трудно, а вот с его внутренним содержанием связаны определенные сложности душевного порядка, справляться с которыми совсем не просто.
Люди, достигшие высших уровней духовного развития и обладающие необычным даром, полученным от Творца, вступив в молитву, входят в особое душевное состояние и полностью отключаются от окружающей реальности.
Хрестоматийным стал пример, связанный с ранением в одном из боев Али Аби Талиба, близкого родственника и знаменосца Пророка. В ноге Али застрял наконечник стрелы, и попытки извлечь его причиняли раненому невыносимые страдания, из-за чего лекари несколько раз откладывали операцию. Пророк посоветовал врачам сделать это во время молитвы пациента, что успешно было выполнено. Оказалось, что в состоянии молитвы Али находился как бы под наркозом и ничего не чувствовал, в том числе и боль.
Знаменитый мусульманский мистик Али Усман Худжвири в своей известной книге «Раскрытие скрытого» пишет о молитве следующее: «Четыре вещи необходимы тому, кто молится, – обуздание нафса (телесное эго – М.И.), утрата природных влечений, чистота сокровенного сердца и совершенное созерцание. Обуздание нафса достигается сосредоточенностью помыслов, утрата природных влечений – исповеданием Божественного величия, которое предполагает отбрасывание всего, что не Бог; чистота сокровенного сердца – только любовью; и совершенное созерцание – только чистотой сокровенного сердца… Хорошо известно, что ангелы незримо участвуют в молитве, ибо их природа духовна, они лишены нафса».
Молитва, помимо прочего, помогает преодолению «завес» и рассеиванию «тумана», препятствующих путнику духовным взором взглянуть в запредельный мир.
Размышления как во время молитвы о смысле произносимых сакральных формул, так и вне молитвы о сути бытия близки по своему значению. В первом случае они способствуют совершенствованию молитвы, а во втором случае по существу играют ту же роль, что и молитва – служат средством для духовного приближения к Создателю.

Медитация и созерцание
Процесс медитации и созерцания может происходить как во время совершения обязательной (фарз) или желательной (суннат) молитвы, так и вне рамок установленных молитвенных ритуалов. В данном случае мы будем касаться медитации и созерцания за пределами принятых молитвенних параметров.
В различных религиозных и нерелигиозных источниках приводятся сходные определения медитации, имеющие расхождения лишь во второстепенных частностях.
В «Энциклопедии мистицизма» медитация представлена следующим образом: «Умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное понижение реактивности. Соматическое состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью от внешних объектов и отдельных внутренних переживаний… Медитативная практика связана с умом и природными способностями человека. Она получила особое развитие, в частности, в учении о Пути мусульман-суфиев, а также в некоторых школах современного психоанализа, ставящих целью интеграцию личности».
Медитативное состояние может возникнуть как в результате длительных упражнений и сосредоточенной концентрации ума, так и в следствии быстрого и интенсивного «умственного делания», когда человеку удается сразу выйти за пределы обычного сознания и мгновенно изолироваться от влияния внешних факторов. Конечно, для этого одного желания недостаточно, нужны и определенные личностные способности, а также «соизволение свыше». В таком случае адепт сразу же может оказаться на высоком духовном уровне, для достижения которого кому-то другому потребуется длительный путь специальной учебы, тренировок и упражнений.
Собственно, концетрация, медитация и созерцание являются звеньями одной цепи «умного делания», на которой балансирует психика духовного путника, о чем исследователь Авраам Позов в своей книге «Сокровище ума и сердца» пишет следующее: «Медитация есть следующая за концетрацией ступень интроверзии и следующая за медитацией ступень созерцания. Концентрация ума на известной ступени ведет к медитации, а медитация на известной ступени ведет к созерцанию… Медитация, будучи интеллектуальной деятельностью, выводит за пределы обычного интеллекта, так как открывает те способности интеллекта, которые остаются латентными. Как высшая активность ума, медитация ведет к созерцанию, когда подсознательная деятельность медитирующего ума уже закончена и объект медитации созерцается как реальность. В медитации субъект и объект еще разъединены. В созерцании они сливаются в одну реальность».
Медитация и созерцание не являются изобретениями суфизма, ислама или других религий и их течений. Они еще в глубокой древности практиковались пифагорейцами, а еще раньше – индийскими посвященными и египетскими жрецами.
Моисей обучался медитации и созерцанию у египетских жрецов и получил посвящение и жреческий сан под именем Хозарсиф, а затем сам их практиковал в храме Мемфиса.
До нас дошли фрагменты описания процесса инициации и посвящения, относящиеся к еще более древним временам Гермеса Трисмегиста, который будто бы пришел в Египет после трагической гибели его родины — Атлантиды. В них содержатся известные методики и составляющие элементы концетрации, медитации, созерцания, которые заняли важное место в теории и практике современного суфизма.
Продолжение следует.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам