Лариса ГОЛУБЕВА: «Никогда электронный вариант не заменит живого общения с книгой»

Неоспорим тот факт, что книгу пишут ученые, мыслители, писатели, поэты. Но не все знают, что путь от рукописи до книги непростой и нелегкий и не все знают, что главными помощниками автора на этом пути являются издатели — мудрые знатоки слова и своего дела, верные соратники, открыватели талантов. Об издательском деле, о писательском и редакторском творчестве, о книге и ее значении в жизни человека, о том, какой путь проходит рукопись, прежде чем стать книгой, о достижениях и проблемах, о радостях и огорчениях, одним словом, о сложном и увлекательном мире, который называется книгоизданием, и рассказывает в своей недавно вышедшей книге «Я — издатель» Лариса Голубева — главный редактор Дагестанского книжного издательства.
Выпуск книги, приуроченный и посвященный 85-летнему юбилею старейшего в республике государственного книжного издательства, и послужил поводом для нашей беседы.
— Лариса Ильинична, что сподвигло Вас к написанию именно такой книги?
— Во-первых, моя профессия. Уже много лет я занимаюсь этим сложным и непростым делом, которое стало смыслом моей жизни. Видимо, настало время поделиться с теми, кому интересно, как создается и издается книга, своими мыслями, раздумьями. опытом работы, рассказать о том, какая это нужная, благородная и благодарная профессия — издатель.
Во-вторых, желание сберечь книгу, а вернее, уберечь ее, вернуть книге ее былое величие. Сегодня еще издаются хорошие книги, но, к сожалению, их не так много, а вот книги откровенно плохие и даже вредные, в которых отсутствуют и мысль, и профессионализм как пишущих, так и издающих, буквально наводняют книжный рынок. Профессиональная книга становится библиографической редкостью.
— А по каким причинам?
— Причин много, и все они или связаны между собой, или вытекают одна из другой. В результате экономического кризиса в стране закрылись многие профессиональные издательства; ни для кого не секрет, что интерес к чтению утрачен. И если старшее поколение еще живет «запасами» прошлых лет, то молодые люди в отсутствие умной книги в лучшем случае читают детективы, бульварные романы, а скорее всего и вовсе не читают — глазеют в телевизор, идут на дискотеки, в компьютерные клубы, в бары… Они становятся зрителями, слушателями, но только не читателями. У многих из них нет идеалов, а значит, и нет ориентиров, нет своего мнения, нет своего взгляда. И все это не только не запрещается, но и поощряется. И, конечно же, бичом нашего времени стали издержки в современном воспитании и образовании.
В школах уже не учат ребят самостоятельно мыслить и излагать свои мысли, а довольствуются списанными сочинениями из таких сборников, как «Сто лучших сочинений» или «Золотые сочинения». Издаются хрестоматии с пересказом произведений классиков мировой литературы. Ну, как можно пересказать Толстого и Чехова. Шолохова и Есенина? Это ли не парадокс?! В прежние времена, в мою школьную пору, наши учителя говорили: прочтите и напишите свое личное мнение, свое отношение, пусть оно не совпадает с общепринятым, но пусть оно будет вашим. И сколько приходилось перечитывать книг, чтобы узнать, какое оно общепринятое мнение, и потом с радостью, что и ты можешь изложить свое.
Из всех этих проблем вытекает другая — отсутствие специалистов в книгоиздательском деле. Сегодня, как грибы, появляются все новые и новые издающие организации, которые наивно полагают, что книгу может написать и выпустить любой, да еще быстро и запросто. И профессии редактора книги никто не учит. В прошлом году я вела занятия по издательскому делу на отделении журналистики в ДГУ. Отрадно отметить, что о книгоиздании, наконец, заговорили, но, к сожалению, у студентов сегодня другие желания — они видят себя этакими журналистами — боссами, звездами телеэкранов, а об издательском деле мало что знают…
— Вот поэтому Вы и решили написать книгу об издательском деле?
— И поэтому тоже. В какой-то степени она может послужить учебным пособием для студентов. Я попыталась рассказать в ней об истории книгоиздания и редакторского дела о структуре издательства, о теории и практике редактирования: как дать оценку рукописи, какие существуют виды литературной правки, как работать над композицией и аппаратом будущей книги, смысловыми ошибками, фактическим материалом…
В книге и мои статьи о проблемах книгоиздательского дела в Дагестане, и очерки-эссе о тех людях, над книгами которых я работала как редактор; и бесконечная благодарность судьбе за подаренное мне счастье общаться с теми, кто создавал историю нашей республики, искренне любил и любит ее, верит в ее будущее — Роза Эльдарова, Шахрутдин Шамхалов, Расул Гамзатов, Алипаша Умалатов, Суракат Асиятилов, Декабрь Бейбутов — всех не перечесть; и моя неизменная привязанность к театру, выразившаяся в рассказах о творчестве любимых актеров; и бесконечная любовь к моей родине — Дагестану.
-Кстати, нынче в моду вошли книги о знаменитых людях и «именитых» родичах, чиновниках разного уровня. Насколько такие книги востребованы и нужно ли их выпускать?
— Книги о настоящих людях, делавших историю нашей страны, ставших национальной гордостью нашей республики, дагестанского народа, бесспорно, нужны. И наше издательство планирует такие книги, заказывает их авторам и выпускает в сериях «Дагестан: время и судьбы», «Знаменитые женщины Дагестана», «Кавказский мир».
— Вот Вы сказали: планируем, заказываем. А ведь несколько лет назад стоял вопрос о существовании и дагестанской книги и Дагестанского книжного издательства как таковых?
— К сожалению, перестроечное время породило смутное отношение и к российской, и к дагестанской книге. Как образно сказал Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, «Пресловутая рука рынка пошарила у людей не только в карманах, но и в головах».
Упадок духовных ценностей сказался и на отношении к издательскому делу. У рынка появился серьезный аргумент к вопросу существования книги — это обязательная прибыль от ее реализации. Есть прибыль — работайте, нет прибыли — закрывайтесь. Но дагестанская книга, многоязыкая (мы издаем литературу на 11-14 языках народов Дагестана) и малотиражная (500 экз.), никогда не приносила прибыли и всегда получала финансовую поддержку государства. Ее «прибыль» в другом — она была неотъемлемой частью духовной жизни многонационального дагестанского народа. И проблемы Дагестанского книжного издательства, как ни парадоксально, породила именно наша уникальность. А законы рынка оказались особенно жестокими к национальной книге.
Но, как говорят, слава богу, выжили. Наше государство, наконец, забеспокоилось о духовности своего народа, о возрождении его культуры, о народном патриотизме. Благодаря этому и нашим неутомимым ходатайствам Дагестанское книжное издательство снова стало государственным, и сегодня нас регулярно финансируют.
— Теперь все проблемы решены?
-Если бы! Осталось еще много общих с российским книгоизданием проблем, о которых я уже говорила, — это и конкуренция с электронными средствами информации, и издержки в образовании и воспитании, и отсутствие специалистов, и «своеобразное» решение полиграфических услуг на основе конкурсов, что совершенно не приемлемо для творческих организаций, и доморощенная главная проблема — проблема реализации национальной книги, вызванная узким рынком сбыта, отсутствием государственной книжной торговли, бибколлекторов. Издательство пробовало самостоятельно решать эту проблему разными способами. И пройдя через все, я с ответственностью говорю, что такую серьезную глобальную проблему силами одного издательства без поддержки государства не решить. Мы предлагали несколько реальных, на наш взгляд, путей ее реализации, но пока нас не слышат, более того некоторые чиновники высказывают весьма опасную точку зрения: если книга не продается и не дает прибыли, то ее не стоит и издавать. Но у нас много чего не приносит прибыли: школы, библиотеки, музеи, национальные театры… Мы, издатели, понимаем, что живем в другое, новое время, и его требования нельзя сбрасывать со счетов, но должны же быть какие-то пределы неразумному?! Такие категории, как нравственность, культура, образование, никогда не покупались и не продавались. И сегодня, несмотря ни на что, их нельзя подгонять под рыночные отношения и оценивать рублем.
— А как все-таки вы реализуете вашу, говоря языком рынка, книжную продукцию?
— По-разному. Рассылаем бесплатные экземпляры в государственную Книжную палату, в библиотеки, продаем коммерческим книжным магазинам (без особых результатов), читателям, т.е. частным лицам, но не по себестоимости, а по минимальной цене, ибо настоящий читатель в отсутствие материальных возможностей не может купить дорогую книгу, а расходы на ее издание из года в год растут. Раньше стоимость книги устанавливало государство, а сегодня — рынок. Не секрет, что свою книгу у издателей покупает и автор.
— А как же тогда оценивается труд пишущего?
— Автор получает определенный гонорар, но, конечно, недостаточный. В условиях рынка и в этом варианте нет ничего предосудительного. Автор, продавая свою книгу, должен знать, каков на нее спрос, кроме того, в отличие от издательства, ему не надо отчитываться перед государством за реализацию, за своевременную выплату налогов, думать о чьей-то зарплате. А свой гонорар он рано или поздно вернет. Хорошая книга все равно найдет своего читателя. Разумный автор понимает, что если издательство выполняет план по реализации, то это своего рода гарантия и его писательскому существованию, и его дальнейшему сотрудничеству с издательством, т.е. издательство не закроют. Но мы все-таки надеемся, что и эта проблема решится. Труд пишущего — огромный и должен быть оценен по достоинству.
— Но каким образом?
-Только с помощью государства. Думаем, что в отношении книгоиздания, особенно национального, со стороны правительства обязательно должны быть приняты определенные законодательные меры.
Книги должны издаваться! Самые разные и, главное, дешевые. И непременно доходить до читателя.
Очень хочется верить, что государство еще и еще раз вернется к проблемам книгоиздания и поддержит те издательства, которые выпускают качественную и очень нужную литературу.
— У меня осталось еще немало вопросов, но как говорят: «Мое время истекло», и это уже при следующей встрече. Редакция нашей газеты поздравляет Вас с предстоящим юбилеем. Удачи Вам и всем книгоиздателям.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Участники СВО займут управленческие посты в Дагестане

Темирлан Абуталимов и Табир Маликов, участвовавшие в зоне СВО займут управленческие посты в республике Дагестан, заявил глава региона Сергей...

Цифровые двойники и промпты для видеоисторий, аэротакси и игровые движки, анпакинг и анбоксинг российских гаджетов: подведены федеральные итоги конкурса «Вместе в цифровое будущее»

«Ростелеком» подвел итоги 14-го конкурса региональных журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее». Главная тема — инновационные разработки и...

Ветер, солнце и кино: июльские премьеры Wink.ru зовут в отпуск

Июль — то самое время, когда все думают об отпуске: одни уже вернулись из него, другие только собираются. Онлайн-кинотеатр...

Комфорт-класс с национальным колоритом: флагманский проект федерального девелопера «Унистрой» в Махачкале

На проспекте Насрутдинова в Махачкале стартовало строительство нового жилого комплекса комфорт-класса Grand Bereg. Проект реализует федеральный девелопер «Унистрой». Рынок недвижимости...
spot_imgspot_img

За прошлую неделю в результате ДТП в Дагестане погибли 10 человек

  С 30 июня по 6 июля на территории республики было зафиксировано 27 ДТП, в которых, помимо погибших, 47 человек...

В Дагестане при падении футбольных ворот погиб шестилетний мальчик

Прокуратура Республики Дагестан инициировала проверку в связи с трагической смертью 6-летнего мальчика в Ногайском районе. Об этом заявили в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам