Участие в ней приняли специально прибывший по этому случаю из Пятигорска руководитель рабочей группы по организации Молодежного образовательного лагеря «Кавказский дом – 2010» Максим Абрахимов, представители Комитета по молодежной политике РД и будущие участники лагеря.
Признаюсь честно, что услышала об этом впервые. Для начала дам небольшую справку. Если верить пресс-релизу, то лагерь «Кавказский дом – 2010» — это, цитирую, образовательный проект, который соберет тысячи лучших представителей молодежи Северного Кавказа, интересующихся политикой, экономикой, инновациями, общественными кампаниями, массовыми акциями (внимание!), ну и т.д.
Цель проведения лагеря – содействие полнейшему раскрытию потенциала молодежи Кавказа, предоставление инструментов и возможностей для ее творческой самореализации и развития межнационального и межконфессионального диалога. На этом, думаю, официоза будет достаточно. Скажем проще – «Кавказский дом – 2010» — это а-ля «Селигер», призванный идеологически «подковать» молодежь. В хорошем смысле этого слова.
Для меня, в отличие от молодежи, которая присутствовала на пресс-конференции и была уже в курсе всего на свете, каждое слово Максима Абрахимова (который, отмечу, уже второй раз у нас с визитом) было новостью. Начнем по порядку.
Первое, что он заявил, было то, что лагерь пройдет не в Кисловодске, как это планировалось ранее, а в Пятигорске, на горе Машук. И в связи с этим по инициативе Полпреда Президента РФ в Северо-Кавказском Федеральном округе Александра Хлопонина лагерь меняет свое название. Отныне это будет не «Кавказский дом – 2010», а «Машук – 2010». Лагерь будет палаточным и пройдет в две смены. Первая с 8 по 17 августа. Вторая – с 18 по 27 августа. Скажу честно, появилось желание самой там оказаться. Но оставалось только слушать и представлять.
Не премину рассказать вам и о бытовых подробностях. На территории лагеря будет действовать полевая кухня и четыре стола: обычный, вегетарианский, стол для постящихся мусульман и, соответственно, для постящихся христиан. Бытовая инфраструктура будет в полном комплекте: биотуалеты, умывальники, мусорные контейнеры, душевые кабины (причем, как обещает Абрахимов, для девушек они будут стационарные, для молодых людей же – переносные. Правда, не знаю, в каких преимущество). Принять участие в лагере смогут только лица, достигшие 18-летнего возраста. Но руководитель проекта отметил, что, конечно, можно будет рассмотреть единично заявки тех, кому еще нет восемнадцати, но эти лица не будут официально считаться участниками лагеря.
В лагерь будут приглашены гости. Их условно раздлелили по категориям – VIP 1 и VIP 2. Среди них лидер «Наших», идейный вдохновитель и руководитель «Селигера» Василий Якименко, президент Российского Футбольного Союза и министр спорта РФ Виталий Мутко, Полпред Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, губернатор Ставропольского края, главы северокавказских республик и, возможно, сам Президент страны Дмитрий Медведев. Его пригласит А. Хлопонин. Если получится – то будет он под занавес второй смены и встретится не со всеми участниками лагеря, а с авторами победивших проектов.
На территории лагеря будут проведены дни субъектов. То есть день каждого субъекта – это презентация этого субъекта для участников из других субъектов. Цель всего этого – рассказать, что субъект представляет собой на самом деле, развеять стереотипы. Максим Абрахимов признался: «Вот, например, когда я попал в Дербент и на границу с Азербайджаном, у меня были совершенно другие впечатления, чем когда я проезжал через Южно-Сухокумск или смотрел телевизор». Предполагается, что в день каждого субъекта лагерь посетит его глава. Абрахимова спросили: день субъекта будет подбираться под его президента или же президент приедет в «свой день»? На что Абрахимов ответил, что, естественно, день конкретного субъекта будет именно тогда, когда в лагерь сможет приехать его глава. Но первый день будет посвящен хозяину бала – Ставропольскому краю. Планируется и межгосударственный визит, своего рода сюрприз для северокавказской молодежи – возможный приезд президентов Абхазии и Южной Осетии Сергея Багапша и Эдуарда Кокойты. Хотелось бы особо подчеркнуть и то, что молодежь-то туда собирают не абы какую. В лагерь попадут только те, кто представит собственный проект, причем он должен иметь общественную значимость и необходим опыт реализации проекта. То есть желающий участвовать в лагере должен иметь опыт любой работы во благо общества – будь то волонтерская работа, участие в общественных акциях, кампаниях, организациях, сотрудничество со СМИ и т.д. И, естественно, кто-то это должен подтвердить. Абрахимов привел в пример (и в назидание присутствовавшим) проект участника из Нальчика – издать собственный сборник стихов. Руководитель проекта настоятельно просил не предлагать подобных проектов, так как в них нет общественной значимости, а только личный интерес. Вот если это будет издание сборника стихотворений молодых поэтов, — то да. Насторожило меня только одно – участвовать в лагере может только тот, кто проживает на территории Северо-Кавказского Федерального округа. Если же желающий поехать в лагерь сам из какого-либо субъекта Северо-Кавказского ФО, но уже девять месяцев живет и учится, к примеру, в Ростове, то он не сможет этого сделать. Живет уже не в том федеральном округе. Жалко как-то. Недавно Ростов нам был «своим». Теперь и он нам «чужой».
Максим Абрахимов всех настоятельно просил внимательно ознакомиться на сайте с регламентом и правилами лагеря. Из того, что не допускается на территории лагеря, перечислю только некоторые пункты: пиво, спиртное, взрывчатые вещества, курить в неположенном месте, острые – колющие – режущие предметы, ножи, разводить костры, выколачивать гвозди, срывать таблички, оскорблять национальные и религиозные чувства других участников и т.д. Это были рекомендации Администрации Ставропольского края. Требования санэпидемстанции – все напитки и еда, привезенные участниками с собой, будут изыматься. То есть пронести спиртное в трехлитровой банке на территорию лагеря под видом березового сока, как на Селигере, не удастся. На территории лагеря будет шесть пунктов для зарядки телефонов, наутбуков, цифровых фотоаппаратов. Фены у девушек будут изыматься и торжественно сжигаться.
За своими наутбуками Абрахимов рекомендовал особо присматривать, так как на Селигере они у некоторых таинственным способом исчезали. Далее последовали вопросы от будущих участников лагеря: будут ли спальные мешки. Сказали, будут. – Там холодно? Тепло? Жарко? – Есть прогноз – от 18 до 30 градусов. – Будут ли комары? За несколько дней до начала лагеря будет произведена обработка территории от грызунов и насекомых, но средства от комаров надо брать каждому с собой. Был и вопрос по безопасности. В лагере будет три уровня охраны. Внешняя охрана – ее будет осуществлять Вневедомственная охрана ГУВД Ставропольского края. Охрана на входе – ее будет осуществлять МВД. И охрана в самом лагере. За нее будут отвечать группа внутреннего контроля и дружина лагеря. Будут камеры видеонаблюдения. К приезду Хлопонина за охрану лагеря возьмется ФСО, а уж если приедет Медведев, то там вообще тучи разгонят – пригонят если надо, — пошутил Абрахимов. Ну и далее следовали сугубо дагестанские вопросы – кто будет платить за дорогу. На что был ответ, что вопрос решается. И, естественно, где можно будет совершать намаз. Из-за совпадения начала мусульманского поста и временных рамок проведения лагеря есть проблемы с приездом многих участников из Чечни, Ингушетии и Дагестана. Но Абрахимов подчеркнул, что этот вопрос сейчас решается совместно с ДУМД.
Ну и под занавес отмечу, что авторы победивших проектов получат дополнительное дистанционное обучение в сентябре и октябре. А в ноябре начнется их реализация. Если лагерь пройдет успешно, то на следующий год он тоже будет. И в 2011 году планируется выделение на гранты участникам уже ста миллионов рублей вместо десяти. Остается только пожелать молодежи Чеченской Республики, Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края счастливого пути.