Существует спорное мнение о том, что неофит, не имеющий своего наставника, рискует стать невольным последователем сатаны-искусителя (шайтана). Это мнение основывается на том, что искатель Истины может сбиться с пути, если его продвижение не будет корректироваться опытным наставником. Однако следует отметить, что имеется множество примеров, когда суфий самостоятельно достиг высоких уровней духовного совершенствования. В таких случаях говорят, что его вели по праведному Пути дух почившего шейха или Высшие Силы. О феномене мгновенного духовного захвата искателя Истины такими Силами (джазба) мы уже упоминали.
Когда возникают трудности при описании неординарных духовных явлений запредельного порядка, суфийские авторы предпочитают прибегать к притчам и преданиям, аллегориям и легендам, в которых вымышленные события и мистические явления гармонично переплетаются с реальными фактами и бесспорной действительностью. По этой же причине мы встречаем в источниках явную недосказанность или элементарную «забывчивость», а также дополнение ясных свидетельств конкретных лиц расплывчатыми гипотезами и предположениями. Сочетание биографических и агиографических сведений, касающихся тех или иных конкретных мистиков с данными об их чудотворстве (карамат), из этого же ряда. Здесь нет никакой нечестной фальсификации или некорректного заигрывания с читателем, есть только стремление авторов максимально информировать его о таких вещах, о которых невозможно сказать прямо в силу большой разницы между духовным миром и средствами его изображения при помощи языка или пера.
К подобным методам и способам суфийский автор прибегает, когда не хочет сказать то, что может, или не может сказать то, что хочет.
В любом случае он надеется на потенциал читателя, и эта надежда, как правило, оправдывается.