Эти неземные ощущения охватывают адепта целиком и «уносят» его в неведомые пространства, где теряется не только реальность, ощущаемая органами чувств, но и само время. Нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего; сначала они «смешиваются», а затем вовсе исчезают.
Эти ощущения имеют место одновременно со звуками, голосами и речениями, слышимыми адептом, или независимо от них, когда наблюдается абсолютная тишина. Иногда ощущения отражают смысл слышимого, а порой возникают тогда, когда ничего не слышно, и мистик находится как бы в подвешенном психическом состоянии между реальным и ирреальным мирами.
С потерей чувства привычной реальности, когда тают очертания видимого мира и исчезают все земные восприятия, их место занимают ирреальные видения, которые суфием воспринимаются как реальные. Эти видения чем-то напоминают земную реальность, хотя от нее сильно отличаются. Например, сады и луга имеют разные радужные цвета, реки текут то в одну, то в другую сторону, их воды разноцветны и пахнут причудливыми ароматами. В подобных видениях нет сторон света, гравитации, ощущения пространства и времени и других атрибутов, свойственных реальности.
После переживания подобных видений и ощущений суфий возвращается в обычное состояние неохотно, но с возвышенным духом, обновленным и просветленным, даже кажется, что от него исходит подобие света.
Некоторые продвинутые мистики утверждают, что привычный мир является ирреальным, он иллюзорен, а запредельный мир в действительности вполне реален, к нему они имеют соприкосновение, и туда все придут в предначертанный час.