Я горжусь тем, что мой Дагестан богат талантливыми людьми, учеными, писателями, композиторами, артистами, народными умельцами…
В этой плеяде немалое место занимают и наши замечательные танцоры.
Недавно мне посчастливилось познакомиться и подружиться с крепкой и талантливой семьей, добрыми, порядочными людьми. Я говорю о солистах Государственного заслуженного академического ансамбля танца Дагестана «Лезгинка», заслуженных артистах Дагестана, дипломантах Всесоюзного конкурса артистов эстрады Гаджи и Патимат Гаджиевых.
Они начали свой творческий путь еще со школьной скамьи, с 5-го класса. Вспоминая свои детские годы, Гаджи с восторгом и умилением рассказывает о школе, сверстниках и учителях. В школе его талант заметил известный педагог – балетмейстер, композитор, заслуженный работник культуры РД Бамматхан Адилханов, который на каждой репетиции все больше убеждался, что Гаджи — талантливый, от природы одаренный мальчик, рожденный для танца.
В то время при консервном заводе города Буйнакска был большой зал, куда из всех школ приходили учиться танцам. Когда Гаджи выходил в круг, его стройное тело вытягивалось в струнку, и он летел, парил на сцене, словно орел, раскинув руки, высоко подняв голову.
И, скорее всего, под ритмы танца у Гаджи родилась первая и последняя любовь: он сразу влюбился в прекрасную, лучезарную, стройную Патимат. Руководитель ансамбля Агай Ибадуллаев высоко оценил талант Патимат: она прекрасно танцевала. Ее тоже приняли в тот же ансамбль, где танцевал Гаджи. И они начали танцевать вместе.
В момент поступления в ансамбль «Лезгинка» Гаджи и Патимат были совсем юными, несовершеннолетними. Позже здесь была сыграна свадьба этих молодых солистов.
К сожалению, творческая жизнь Патимат продлилась недолго. Она, как мудрая и любящая женщина, пожертвовала своей любовью к танцам ради любви к детям, к семье. Она родила двух прекрасных джигитов Джамбулата и Керима. Занимаясь воспитанием детей, ухаживая за больной матерью, в глубине души Патимат, конечно, тяжело, мучительно прощалась со сценой.
— Один из нас должен был пожертвовать ради детей и домашнего очага, — говорит теперь с грустью Патимат. – Я решила заниматься домом и воспитанием детей. Мой муж талантливее, он рожден для искусства, и я решила помочь ему, освободив его от домашних забот.
Дорогая Патимат, пусть твой природный дар реализовался не в полную силу, ты сделала большое дело ради жизни на этой земле: вырастила двух сыновей. Дети и внуки – высший дар для женщины. Счастье – короткое, но очень емкое слово. Желаем тебе быть здоровой, молодой, всегда в окружении детей.
— Когда Патимат выходила в круг, — вспоминает Гаджи, — словно лебедь, нежно раскинув руки, плавно кружась в танце, гордо вскинув подбородок, все восхищались ею, ее красотой, грациозностью. Звонкий ритм барабана, быстрые переливы гармони, веселые ритмы зурны – это все звуки нашей молодости, нашей любви. Было много гастролей, не только по Дагестану, но и по всей России, в зарубежных странах: Югославии, Голландии, Италии, Франции, Болгарии… Три месяца с гастролями провели в Америке. Гаджи солировал во всех танцах. Он выступал солистом в таких разноплановых хореографических постановках, как «Унцукульцы», «Горский танец», «Дагестанские народные игры», «Русская пляска», и в каждом номере показывал свой почерк, характер, образ.
Гаджи мог делать сложнейшие трюки и делал это очень легко, будто летал. Художественный руководитель «Лезгинки» Танхо Израилов говорил, что в национальном танце еще никто не делал тройной «тулуп» кроме Гаджи. И никто не смог повторить его потом.
Всемирный фестиваль в Болгарии. Гаджи выступал солистом акробатических, характерных танцев. Его выступление с саблями и барабаном и привело публику в неимоверный восторг.
Трудно перечислить все его выступления, конкурсы: весь мир рукоплескал ему!
В те годы в зарубежной печати много писалось о них, говорили даже так: «… вряд ли эти танцоры имеют в своем теле кости. Они великолепны с начала до конца концерта. Это танцевальное зрелище бесподобно! Грация, удаль, легкость, стремительность – это лишь жалкие эпитеты. В его жилах вместо крови течет музыка, а сердце его – барабан». Так писали о Гаджи в те годы.
И сегодня Гаджи не сидит сложа руки. Он занят делом. Любимым. Он воспитывает и учит новое поколение танцоров, занят поиском одаренных детей. Он – педагог, хореограф, руководитель национальных танцев при центре образования «Академия детства». Гаджи как творческий и опытный человек легко может решить вопросы, связанные с искусством, но ему трудно решать хозяйственные проблемы, он не умеет лгать, кривить душой, лицемерить и т.д. Он хотел создать не коммерческий, а государственный детский ансамбль, чтобы всецело отдаться любимому делу. Но не тут-то было. В какую бы дверь он ни стучал, его не поддерживали, не оказывали помощь.
Он хотел передать в наследство молодому поколению танцоров чистые этнические танцы. Гаджи сокрушается, что сейчас невозможно разобрать, где аварская, кумыкская, лакская и т.д. музыка, чьи танцы. Прежде с первых же аккордов было ясно, какое национальное произведение звучит. Народ должен знать и иметь свои танцы, музыку, песни…
Гаджи Гаджиев объехал весь мир. Незабываемы минуты, когда Патимат и Гаджи стояли рядом на сцене и им аплодировал весь зал с криками: «Браво! Браво!» Какое счастье лицезреть свой успех, купаться в славе, в овациях, быть реализованным, отдать миру свой талант, свое мастерство, свой бесценный дар!