— Темирхан Шихалиевич, что Вы видите причиной создавшегося тяжелого положения на наших улицах?
— Я назову не одну, а несколько причин, способствующих в городе росту беспорядка, связанного с дорожным движением, и сразу замечу, что каждая из них требует основательного изучения и отдельного разговора. Впрочем, они давно очевидны и очень злободневны. Ничего нового я не скажу.
В первую очередь, это, конечно, рост количества автомобилей на душу населения. Приобрести автомашину сейчас не может лишь ленивый. Свидетельством этого явления служит состояние авторынка между Махачкалой и Каспийском, где автомобили стоят уже не только на территории рынка, но и прямо на трассе. Увы, но без вмешательства сотрудников ГИБДД сообщение между этими городами становится невозможным.
Второе. Рост благосостояния наших граждан, при котором они могут себе позволить купить автомобиль – это, конечно, замечательно, но при этом культура вождения, да и качество подготовки новых водителей остается на очень низком уровне. При этом, к моему удивлению, возникла ситуация, когда даже подготовленные и вполне законопослушные водители уже намеренно нарушают Правила дорожного движения. Можно сказать, что основа поведения нынешних водителей — правовой нигилизм, чувство вседозволенности и безнаказанности, безграмотность и бескультурье. Соблюдают правила те, кто когда-то им обучался. Водители нового поколения правил не знают, да и не хотят знать. А еще есть категория водителей, их – процентов 60, приезжающих каждый день в Махачкалу из села, где не привыкли соблюдать Правила дорожного движения.
Почему так происходит, я не знаю. Уж, казалось бы, все делается для того, чтобы улучшить ситуацию на дороге. Для этого расширяются улицы и создаются прекрасные дорожные условия, улучшен уровень взаимопонимания между инспекторами ДПС и участниками движения. Тем не менее, обстановка остается сложной.
— Не соглашусь с Вами в пункте о прекрасных дорожных условиях. Почему Вы не говорите об отсутствующей продольной дорожной разметке на новых, покрытых свежим асфальтом улицах, об отсутствующих пешеходных переходах и дорожных знаках, об отсутствии парковочных мест рядом с магазинами и новостройками?
— Вы правы. Не принесло удовлетворения ни нам, ни водителям расширение улиц имени Гагарина и Гамидова, укладка их хорошим асфальтом. Улицы расширили и заасфальтировали, а осевую разметку наносить не торопятся. Там нет ни разметки со знаками, ни пешеходных переходов, ни освещения. Всего этого пока нет, и это действительно очень сильно влияет на сознание и водителей, и пешеходов, которые являются участникам дорожного движения.
Если говорить об отсутствии дорожной разметки, то здесь очевидна недостаточная работа специального подразделения (СМЭУ), чьей обязанностью и является необходимость содержания наших улиц в соответствии с Правилами дорожного движения. Многие считают, что нанесение разметки — это обязанность ГИБДД, или что СМЭУ подчиняется ГИБДД. Это не так. Не берусь судить, почему у СМЭУ нет достаточных средств для закупки специальной краски и нанесения разметки на новых улицах, почему нет достаточного количества знаков и светофоров, однако всего этого действительно не хватает, и об этом говорится на каждом совещании в отделе ГИБДД и Отдельного батальона, и предписания об этом органы ГИБДД регулярно представляют в соответствующие инстанции. Так, с начала года выдано 494 предписания, составлено 183 административных протокола, в УЖКХ г. Махачкалы выдано 83 заявки.
Существует также проблема, когда рядом с многоэтажными новыми жилыми домами или большими организациями, построившими свой административный корпус, не имеется парковки или стоянки. Разве нельзя при разработке проекта предусмотреть устройство стоянки с достаточным количеством парковочных мест?
— А в чем еще выражаются усилия отдельного батальона в наведении порядка в Махачкале?
— Помимо ежедневной работы совместно с отделом ГИБДД города по обеспечению порядка дорожного движения на улицах, мы проводим рейды и операции по запрещению эксплуатации автомобилей с затемненными стеклами, без государственных регистрационных знаков и освобождению мест наибольшего скопления автомобилей, препятствующих нормальному функционированию дорожной сети. Удивительно, но старания столичной администрации по расширению проезжей части улиц и проспектов разбиваются о преднамеренное хамство и пренебрежение правами других граждан, водителей, нарушающих правила парковки и остановки автотранспорта. При наличии в моем распоряжении достаточного количества эвакуаторов такие водители, оставляющие свои автомобили во втором, а то и в третьем ряду от тротуара, были бы наказаны во всем соответствии с законом. Несмотря на отсутствие собственных эвакуаторов, такая операция была проведена в районе рынка №2, на улице Ирчи Казака. Недавно с помощью техники частных и других организаций мы смогли эвакуировать 51 автомобиль. Что этим было достигнуто? Вы же не думаете, что мы хотели только заполнить штрафную автостоянку автомобилями, оставленными на проезжей части в нарушение ПДД и препятствовавшими движению остального автотранспорта? Нет, наша цель — обеспечение безопасности движения, а в данном случае – обеспечение движения автотранспорта, за что, я уверен, остальные водители нам были очень благодарны. Пробки остаются проблемой нашего города, но почему-то никто не хочет соблюдать правило, когда при создавшемся заторе на перекрестке на него нельзя въезжать. И никто не одергивает друг друга, не просит соблюдать Правила дорожного движения.
Усилий одной только Госавтоинспекции со всеми подразделениями дорожно-патрульной службы для наведения порядка недостаточно. Мы согласны, что, может быть, с нашей стороны не обеспечивается достаточный контроль над дорожной ситуацией, мы не всегда успеваем навести порядок. Однако в последнее время уровень аварийности удалось снизить. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается даже незначительное снижение числа ДТП при значительном снижении тяжести последствий.
Несмотря на все проблемы, мы готовы нести ответственность за обеспечение порядка и безопасности участников дорожного движения, для чего мы приложим все силы и все имеющиеся возможности.