Более 25 лет она танцевала в легендарном ансамбле танца «Лезгинка» в разных городах и странах мира. Море цветов, признание зрителей, ей
рукоплескал весь мир.
Сегодня она продолжает дело своего учителя, художественного руководителя и основателя ансамбля «Лезгинка» Танхо Израилова, обучает азам танца своих учеников.
Мое знакомство с этой удивительной женщиной произошло во время ее занятий с детьми. Она давала свой урок с таким мастерством, задором, где-то даже с озорством, что трудно было представить, что ей недавно исполнилось шестьдесят лет.
После занятий в беседе со мной Галина Георгиевна поведала об основных вехах ее творческого пути в «Лезгинке».
— Родилась я в Махачкале, училась в школе № 1. В детстве, как и многие мои сверстники, посещала всевозможные кружки и секции. Меня все интересовало, но больше времени и сил уделяла гимнастике. Уже в девятом классе стала кандидатом в мастера спорта.
Однажды мой тренер Нина Орлова предложила мне посетить одну из репетиций ансамбля «Лезгинка». Там я исполнила свой показательный номер «Танец Анитры».
После моего выступления художественный руководитель и основатель ансамбля Танхо Селимович Израилов встал на носочки и показал мне первые танцевальные движения, я повторила за ним.
Его уроки давались мне легко, за короткое время я осилила всю программу и очень скоро вместе с коллективом ансамбля отправилась на свои первые гастроли. Так началась моя новая жизнь, полная ярких впечатлений и событий.
— Помните свои первые гастроли?
— Первые гастроли проходили в Средней Азии, приняли нас очень тепло. Это незабываемые впечатления. В Ливане после выступления наш коллектив пригласили на банкет в казино «Дюльюн». Такого зрелищного представления я не видела никогда в жизни: яркие декорации, экзотические животные, богато накрытые столы. Для меня, шестнадцатилетней девчонки, все это было в диковинку.
В Лондоне мы выступали в престижном зале «Альберт холл» около месяца, и каждый концерт собирал полные залы. Зрители только открывали рот в изумлении, наблюдая за искрометными поворотами, мгновенными приседаниями и прыжками, которые, как писали в местных газетах, исполнялись с ужасающей скоростью.
В Бельгии и Голландии нас тоже ждал аншлаг, горячими аплодисментами сопровождали зрители каждое выступление нашего коллектива.
Гастроли следовали одна за другой. Сирия, Иордания, Алжир, Кувейт, Тунис, Марокко, ГДР, Италия и многие другие страны, и везде нас ждал оглушительный успех. Ритмы лезгинки, красота и рисунок дагестанского танца никого не оставляли равнодушным. Ансамбль “Лезгинка” входил в пятерку лучших коллективов Союза. Мы неоднократно выступали на сцене Кремлевского Дворца съездов и в лучших концертных залах Москвы.
— Многие годы вы солировали во всех танцах народов Дагестана и мира, в «Терпсихоре», египетском «Беллидансе», сказочной Пери в «Арабском танце». Как достигалось такого уровня мастерство в исполнении танцев?
— Бесспорно, это был очень тяжелый труд. Надо сказать и о нашем художественном руководителе Танхо Селимовиче, который отдавал все свои силы и богатый творческий опыт воспитанию и обучению участников новым танцам.
Помню, по приезде в новую страну по наставлению Танхо мы изучали культуру, обычаи, а главное – национальный танец, мелодии, фольклор народа, тем самым обогащая свой репертуар.
Наш ансамбль, к примеру, первый на Кавказе исполнял арабский танец.
— С какими именитыми корифеями танца приходилось выступать на одной сцене?
— Нам довелось участвовать в одной программе с ансамблем танца Сибири под руководством Теденко, с ансамблем танца Грузии под руководством Сухишвили и Ромишвили, коллективом танца Игоря Моисеева. Также в одном концерте с нами выступали такие знаменитые певцы, как Джордже Марьянович, Радмила Караклаич, Нани Брегвадзе и многие другие звезды.
— Вспомните события, которые вам запомнились больше всего, яркие моменты жизни.
— В начале моей карьеры известный режиссер Ростоцкий пригласил меня на пробы главной роли Бэлы в фильме «Герой нашего времени». Я была такой же юной, как и Бэла, и по внешним данным очень подходила. Меня утвердили, для участия в съемках выделили 3 дня, после чего начинались гастроли ансамбля по Северной Африке. Из-за боязни потерять работу в «Лезгинке» я отказалась от роли и вернулась в Махачкалу.
— Не жалеете сегодня об этом?
— Нет, может, я и снялась бы в фильме, но график гастролей в ансамбле был очень жестким. Мы боялись лишний раз уйти на больничный, были очень преданы сцене, любили зрителей, любили свою работу. Помню первый мой долгий уход, после рождения сына я не работала три месяца.
Чуть позже меня приглашали в именитые ансамбли Советского Союза, но я не ушла.
— Как вы оцениваете уровень нынешних танцоров «Лезгинки»?
— Мы танцевали в коллективе, который дал славу ансамблю, объездили весь мир. А первооткрывателям всегда тяжелее. В Махачкале много танцевальных студий, талантливых педагогов. Но такого, как Танхо Израилов, уже не будет. Нам посчастливилось работать под руководством этого гениального человека.
Сегодня отношение к «Лезгинке» уже другое. Выросла техника исполнения, больше финансирования, расширился состав. Кстати, многие мои ученики являются танцорами этого ансамбля.
— Идея создания собственной школы танцев пришла после выхода на пенсию?
— Я единственная из всех участников «Лезгинки» проработала на сцене двадцать пять лет. После выхода на пенсию я чуть было не впала в депрессию, не знала, что делать дальше, как жить вне состава «Лезгинки».
В 1988 году я стала преподавать танцы в своих танцевальных коллективах, в детском хореографическом «Насип» в Центре дополнительного образования Кировского района г. Махачкалы и молодежном фольклорном «Молодость» в ДГСХА.
Мои ученики вдохнули в меня новую жизнь. За все время существования участники коллективов выезжали на международные конкурсы, фестивали, побывали в Москве, Баку, Польше, Бельгии, Венгрии.
Сегодня, конечно, все намного сложнее, упирается в финансирование.
Многие мои ученики выбрали танец своей профессией, поступили в училище культуры на хореографическое отделение, на факультет культуры ДГУ, преподают хореографию.
— Используете ли в своей работе методы обучения вашего учителя Танхо Израилова?
— Несомненно, я, как и Танхо Селимович, ставлю своей задачей возрождение традиций танцевального фольклора и в каждую композицию стараюсь внести своеобразие ритмов и движений. Требовательно отношусь к обучению, но стараюсь не устраивать строгих отборов, как это делают в других школах танца, принимаю всех. Со временем, по мере роста нагрузок, дополнительных сложных движений, остаются самые упорные. Я помогаю поверить учащимся в собственные силы и возможности в овладении танцевальным искусством. Это и позволяет мне быть счастливой и чувствовать себя нужной.