Но вот, наконец-то, подходит мой троллейбус, который в народе любовно называют «полтинник». Ползет эта, ставшая редкостью на махачкалинских улицах, огромная махина, как динозавр в табуне газелей, среди тысяч маршруток, подбирая на каждой остановке пассажиров с пустыми карманами, бедных и обездоленных, которым не по карману иной вид транспорта. Подавленные растущей дороговизной и житейскими заботами пассажиры сидят безмолвно. У многих грустный и усталый вид, поношенная и истрепанная одежда, как будто они всю ночь не спали. Тут очень редко промелькнет солнечный зайчик – улыбка. Хорошо, что хоть «полтинник» есть, чтобы возить людей, которые не могут свести концы с концами. Занятые своими думами, люди едут молча, печально взирая на мир, где нет никакого порядка. Так и хочется, не слезая, ехать на «полтиннике» на край света. Но туда он не едет, а кружится по одному и тому же маршруту, соблюдая свой порядок.
У А. Толстого есть ироническое стихотворение, где автор, перечисляя одного за другим российских правителей и их деяния по наведению порядка в стране, после каждого заключает: «Земля у нас богата, порядка в ней лишь нет!». Это было написано в 70-х годах XIX века. Если бы эти стихи были написаны в наше время, автор мало что мог к ним добавить, несмотря на то, что с тех пор сменилось два строя. Может, придумал бы заключение похлеще, так как порядок в стране стал еще хуже, народ, доведенный до отчаяния коррупцией, бюрократизмом, террором и чиновничьим произволом, просто истосковался по нормальной, спокойной жизни.
Один пример. Сколько у нас появилось частных предприятий самого разного профиля. Это очень нужное дело. Но в большинстве из них заставляют трудиться по многу часов, без выходных и трудовых книжек, избегая налогов, почти ничего не отчисляя в пенсионный и другие фонды. В них работники не имеют никаких прав, работают, как рабы, и никому нет дела до их стонов.
Нас учили, что не в деньгах счастье, учили презирать богатство. Теперь только мы стали понимать, что деньги могут помочь найти это самое счастье, свое место в жизни, работу, учебу, делать карьеру… А кто не может делать деньги, тот несчастный и нищий, тот у нас просто не человек, хоть будет свято соблюдать законы и порядок, как свою честь и совесть. Но неимоверно трудно, когда в обществе нет порядка.
Сегодня больно видеть, как обездоленные бедолаги в поисках лучшей доли бегут в другие края и страны, даже самые дальние, где нет для них никаких условий, чтобы сохранить самобытную культуру, добрые национальные традиции, язык. Порой думаешь: если бы открыли границы, полстраны оказалось бы за рубежом. Бегут на чужбину самые здоровые, молодые, работоспособные…
Говорят, что бедность не порок. Но от пороков она, от пороков государственной системы, руководящих работников, новоявленных господ и ненасытных богачей и олигархов…
Какие только преступления не совершаются в борьбе за власть. Доходит до убийства – как это было недавно в Бабаюрте! Позор!
Спрашивается: зачем, к чему в одной и единой стране столько президентов и конституций, которых вот уже столько лет не могут привести под один Основной закон? Количество чиновников, как пишут газеты, в разы превышает чиновничий аппарат Советского Союза! Все это, конечно, дорого обходится народу, который не может свести концы с концами.
Пора подумать о разумном административно-территориальном делении России. Крупные ученые пишут о том, что деление, осуществленное в 1926 году, было проведено наспех и необдуманно.
А у нас на Северном Кавказе умные люди еще в 20-х годах прошлого века ратовали за создание Горской республики и создали её на весь Северный Кавказ. Изучить бы этот опыт. Стремиться к такому единению в составе России, чтобы никаких лишних звеньев, лишних чиновников и правителей. Никаких лишних затрат.
Все, кому не лень, кричат о единстве в составе России и бьют себя в грудь. Раз есть такое огромное желание, надо бы, засучив рукава, работать на это благое дело.
Сколько средств освободило бы объединение, к примеру, в Дагестане маленьких районов, число жителей которых не больше, чем в одном райцентре?! Но никак не можем в интересах всей страны подняться над местническими интересами и устремлениями. Каждому хочется власти, хоть и маленькой. В будущем, при развитии демократии и толерантности, потомки будут смеяться над нами: жили худо-бедно, но содержали столько чиновников.
О многом думаешь, когда едешь на «полтиннике» — в троллейбусе № 5, который с раннего утра кружит по улицам столицы. Жаль, что с рождения каждому из нас не дают дорожную карту жизни, где ясно обозначено, куда ехать, как ехать, чем заниматься, с кем дружить, с кого брать пример.
Помню, после развала СССР к нам часто приезжали заграничные дельцы-предприниматели, чтобы на развалинах нашей экономики собрать себе дешевое сырьё. И вот один из них, турок Икхрам, с которым мы познакомились, машинами увозил из Дагестана шкуры и шерсть. Как-то он сказал мне:
— Вы, дагестанцы, удивительный народ… У вас деньги под ногами валяются, а вы не замечаете.
— Где? – удивился я, взглянув себе под ноги.
— Вот я по дешевке покупаю у вас шкуры, которые потом дубленками возвращаются к вам же, но по высокой цене.
И он, конечно, был прав.
Мы много лет говорим и пишем об экономике, бьемся над проблемой ее развития. Большую выгоду могло бы дать объявление конкурса по программе развития дагестанской экономики. Зачем же приглашать для этого чужедальних экономистов и платить им миллионы? У нас есть для этого свои умы, которые лучше знают наши условия, нашу экономику, жизнь. Есть у нас талантливые экономисты. Один Гамид Бучаев чего стоит!
По итогам такого конкурса можно было бы отобрать самый лучший проект или программу развития экономики Дагестана, которая все еще топчется на месте, если не катится назад. Двигать ее, улучшить жизнь дагестанцев – вот первейшая задача, которую мы должны решить всем миром.