На этот жизненный вопрос пытались ответить философы, поэты и теологи всех времен. Думаю, что у каждого человека свой ответ на этот стержневой вопрос жизни. Я не был знаком с Айшат Магомедовой, но после получения горькой вести с сайта «Цумада.ру» о ее кончине и прочитав краткие биографические сведения о ней, можно утверждать, что смысл жизни в том, чтобы прожить ее, как Айшат Шуайбовна, защищая право матерей и детей на свое здоровье и счастье! Что может быть выше и светлее этого!
Напряженная хирургическая работа моя в медицине сочеталась всегда с активной общественной деятельностью, и поэтому мне духовно очень близка жизнь незабвенной Айшат. В круг многих общественно-врачебных моих обязанностей входит и бесплатное консультирование обреченных пациентов в Первом Московском Хосписе. Это не больница в общем понимании нашем. Это прощальное пристанище больных раком, саркомой, лейкозом и другими мучительными недугами в последней стадии развития. Чтобы поведать об этой хрупкой границе между жизнью, смертью и вечностью, потребуется толстовская гениальность. Так вот, в этом Хосписе я и нашел проповеди лауреата Нобелевской премии мира Матери Терезы. О, как они поучительны! Принять эту хрупкую и согбенную, но великую женщину считали для себя честью главы государств, конфессий, политических и общественных движений. Ее ждали во дворцах и хижинах. Ею восхищались короли и нищие. Но Терезу и травили, винили, клеветали на нее. И сказала тогда великая и благородная Тереза из Калькутты: «Делайте добро, не ожидая благодарности!» и «Если вы проявили доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях, все равно проявляйте доброту». Какие великие наставления! И правы те, кто Кавказской Терезой назвал врача Айшат, которая помогала тысячам женщин и детей!
Жалею, что не был знаком с Айшат. Это имя дагестанки мне очень и очень дорого, ибо связано с самыми чистыми чувствами любви в юности. Жалею, что не помог ей при жизни ни материально, ни морально. Оправдание лишь в том, что я бываю в Дагестане, к сожалению, лишь во время летнего отпуска, который я стараюсь провести, общаясь с сиротами и помогая им в меру своих возможностей. Сожалею, что не пришлось размышлять с Айшат о радостях, трудностях, планах и смысле жизни.
Мне представляется, что долг близких для Айшат людей издать книгу о ней, собирая все материалы и вспоминания о ней! И хорошо бы учредить премию имени Айшат Магомедовой для вручения замечательным благотворителям! И снять бы документальный фильм о ней! И сочинить бы о ней песню, которая поможет совестливым людям не сломаться в этом жестоком мире!
Мы уходим в 2011-й год без Кавказской Терезы, но попробуем серьезно задуматься над вопросом этой великой женщины: «Стоит ли рожать сыновей для убийства?!» Что скажем, как ответим и что сделаем, чтобы люди не убивали друг друга, чтобы не росло число сирот, чтобы мы не заполняли мир вдовами, матерями, сестрами и дочерями в черном одеянии? Когда плохо хорошим людям, то ощущаю человеческое несовершенство. И когда зло пересиливает Добро, то сердце наполняются растерянностью.
Прощайте, незабвенная Айшат! Мои искренние соболезнования всем родственникам, близким и соратникам! Мы все будем Там, но не всякому удается за короткий миг жизни сделать так много доброго, как это сделала поистине народный врач и благотворитель Айшат Магомедова!