Живи, учись, молись

Открыл слушания председатель ОП РД Абулмуслим Муртазалиев, отметив, что эта комиссия Общественной палаты во главе с Людмилой Авшалумовой еще с прошлого года готовила слушания на эту тему, так как поступило очень много писем с соответствующими предложениями.
Во вступительном слове Людмила Авшалумова, председатель комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям ОП РД, подчеркнула, что, прежде чем собрать всех на это обсуждение, комиссия провела рабочее выездное заседание и посетила Институт теологии и международных отношений и медресе при ДУМД. Там комиссия ознакомилась с учебными планами, расписаниями, какие предметы ведутся, разговаривала со студентами института и учащимися медресе. Авшалумова отметила, что этот вопрос исключительно важный, учитывая огромную роль, которую сегодня играет религия в нашем обществе, а также ее огромное влияние на дагестанскую молодежь. На сегодняшний день в Дагестане тринадцать исламских вузов, два института теологии, девяносто шесть медресе и от ста шестидесяти до ста семидесяти примечетских школ-медресе. Из тринадцати исламских вузов плюс два теологических – лицензировано только семь. Финансирование ведется исключительно со средств религиозных организаций, а также спонсоров. Государственные средства не привлекаются, так как «церковь отделена от государства». Специальности, которые получают выпускники по окончании исламских вузов, – это имамы мечети, кадии, преподаватели исламских дисциплин, переводчики и чтецы Корана. А в Институте теологии – еще и подготовка научных кадров. Авшалумова отметила: «Кем бы по специальности ни выходил выпускник из этих вузов, он, прежде всего, гражданин Республики Дагестан. И нам далеко не безразлично, каково его собственное мировоззрение и каковы будут его проповеди и те позиции, которые он будет распространять сотням и тысячам верующих».
Наверное, говоря о сегодняшнем Дагестане, нашей республике вполне подойдет лозунг Великой Римской империи «Хлеба и зрелищ!», только перефразированный: «Хлеба и религии!». Иначе как объяснить переполненный конференц-зал, который зачастую на «среднестатических» слушаниях бывает с большим числом пустующих мест?
Возвращаясь к слушанию, отмечу, что с первым докладом «Исламское образование в Республике Дагестан: история и современность» выступил представитель, что называется, «легального» ислама, ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садиков. Говоря о подготовке квалифицированных специалистов по исламу, он отметил, что, если сегодня говорят, что в Дагестане нет настоящих алимов, экспертов по исламу, — это неправда. Также он рассказал о проблемах исламских учебных заведений республики, коих я насчитала шесть основных. Проблемы эти стары как мир, но я их перечислю. Первая проблема – плохое материально-техническое оснащение и финансирование.
Вторая – специалисты, работающие в сфере светского образования, не хотят идти преподавать в медресе светские дисциплины из-за низкой оплаты. Зарплата преподавателя исламского учебного заведения составляет пять-семь тысяч рублей. Те, кто работает там, работают ради Аллаха.
Третья – часть дагестанской молодежи (более одной тысячи) учится за рубежом. Многие уехали туда самостоятельно, и характер получаемых ими там знаний никому не известен. Многие из них оказались там по вине государства.
Четвертая – отсутствие диалога между религиозными и светскими образовательными учреждениями. В школах и вузах должны изучать историю всех мировых религий, а не одной. Чтобы все знали об истории, ценностях каждой религии. Тогда не будет нетерпимости друг к другу на конфессиональной почве.
Пятая – уже в школах дети разделяются на группировки «джамаатских» и «неджамаатских».
Шестая – проблемы с практикой студентов-теологов. Некоторые родительницы вызывают милицию, говоря, что в школе террористка, когда узнают, что учить их детей пришла практикантка в хиджабе. Были случаи, когда милиция приезжала в школу и обыскивала девочек – студенток. Нужно, чтобы студенты исламских вузов проходили практику и стажировку в светских образовательных учреждениях, а студенты светских вузов – в исламских университетах и медресе.
Также Максуд Садиков высказал свои предложения, которые, на его взгляд, выведут исламское образование из тупика: совместная разработка общей концепции религиозного образования с учетом исторических факторов, организация просветительской кампании культурных ценностей мировых религий среди населения, начать преподавать светские дисциплины в религиозных университетах, не отправлять на учебу за границу ребят после школы, а только после получения степени бакалавра теологии или же с дипломом на совершенствование языка и стажировку. В завершение доклада ректор Института теологии от имени всех алимов Дагестана выразил благодарность руководству республики и лично Президенту Магомедсаламу Магомедову, который обещал оказать помощь и поддержку в разрешении существующих проблем.
Гусейн Магомедов, эксперт ОП РД, задал Максуду Садикову два вопроса: сколько докторов и кандидатов наук преподают у него в вузе и финансируются ли подобные учебные заведения государством во всем мире. Садиков ответил, что в исламских учебных заведениях преподаются в основном религиозные науки, и их преподают наши алимы. А алимы не являются ни кандидатами, ни докторами наук. Ведь раньше считалось престижным закончить учебу при каком-то алиме, а учебных заведений не было. Но сейчас пошел процесс, и некоторые алимы поступают учиться в аспирантуру. Тут вмешался, отвечая Гусейну Магомедову, министр по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Бекмурза Бекмурзаев, сказав, что звание «алим» идет наравне с научными степенями. Это ученая степень в исламской науке. И там своя иерархия. Бекмурзаев подчеркнул, что из семи тысяч кандидатов и докторов наук нет ни одного человека, который смог бы прийти в медресе и научить детей правильному чтению Корана, преподавать хадисоведение и т.д.
«И не надо!» – возмутился Магомедов. Тут завязалась дискуссия. Министр отреагировал: «Что значит не надо?! Речь идет о специфическом исламском образовании!» Далее Бекмурзаев продолжил: лучше поставить вопрос так: есть ли государство, где не оказывается поддержка исламским вузам? Во всех странах это происходит не прямо, а опосредованно. В той стране, где не оказывается поддержка в подготовке богословских кадров, обязательно найдется третья сторона, которая этим займется. В нашей стране этим занимается посредством выделения грантов Российский фонд поддержки исламской культуры и науки (Москва). Сегодня государство идет по пути отказа от стереотипов, более глубокого понимания ислама и его роли в Дагестане. Нам нужны и ислам, и иудизм, и православие, чтобы укрепить позиции государства в мире. Нужно ли религиозное образование? Все — за! Что мешает? Страхи. Те, кто занимался этим из поколения в поколение, боятся, что вмешательство государства изменит суть, другие боятся того, что всюду религиозные учебные заведения. Пока мы выясняем, кто из нас прав, а кто нет, как грибы растут те, кто формирует свои идеи. Мы изучили систему религиозного образования Турции, Египта, Туниса, Саудовской Аравии, Индонезии, Пакистана, Афганистана… и пришли к выводу, что ни одна система для России не приемлема. Эти страны готовят не тех, кто должен сеять истину, а профессиональных спорщиков. Их всю жизнь учили спорить, доказывать всем, что они мусульмане, и вести войны за свои права. А для нас это неприемлемо. Мы поддерживаем и будем поддерживать религиозные учебные заведения нашей республики. И федеральный центр, и Правительство РД. Разве отсутствие кандидатов и докторов наук является показателем? Всегда медресе считалось лучшим местом для изучения исламских наук. И для этого не требовалось ученых степеней.
«Я не один год преподавал в Институте теологии. Вот вы тоже придите и почитайте им какой-нибудь курс. Бесплатно. Поддержите их», — обратился министр к собравшимся. А также добавил, что на поддержку религиозных учебных заведений Дагестану было выделено пятьдесят два миллиона рублей, в этом числе на поддержку православных храмов и строительство синагоги. Я об этом официально заявляю. И каждая копейка дойдет до своего адресата, потому что нам нужен мир в Дагестане, заключил Бекмурзаев.
Нателла Мусалаева, первый заместитель главы Минобрнауки РД, отметила, что школьные курсы по изучению мировых религий и основ религиозной этики введены и остаются в учебном плане. Но есть требования: наличие учителя, окончившего светское образовательное учреждение, оно должно быть аккредитованным, и наличие учебника, — эти три требования мы предъявляем. Если школой они исполняются – мы только за.
Мусалаева отметила, что Минобрнауки РД получило право лицензирования средне-профессиональных учебных заведений (медресе), которые готовят служителей культа. И, соответственно, в медресе должны принимать только тех, кто окончил девять классов общеобразовательной школы. У медресе не было общих стандартов, структуры. Максуд Садиков разработал стандарты, а мы доработали структуру. Далее: нужно издать эти стандарты, чтобы в каждом медресе они были, но это до сих пор не сделано. В учебный план медресе должны входить дисциплины как специальные (исламские), так и светские. Нормы образовательного уровня преподавателя медресе – одно из требований лицензирования. Те медресе, которые получили лицензию, имеют прекрасную базу, и мы им завидуем белой завистью, так как они выглядят прекрасно по сравнению с некоторыми нашими школами, сказала Мусалаева и добавила: «Силком мы не лицензируем. Лицензирование проводится по просьбе заявителя. Перед лицензированием нужно сначала зарегистрироваться, а многие медресе, зарегистрировавшись, не делают дальнейших шагов. Прокуратура предъявляет это нам. И мы решили, превышая наши должностные полномочия, отправить всем письма, где мы в вежливой форме просим их после регистрации пройти и лицензирование. Почти никто так и не откликнулся, а некоторые вообще не находились по зарегистрированному адресу. Но главная проблема в том, что, пока не стоишь с дубинкой над головой, никто ничего не делает».
Представитель контрольного ведомства, который не представился, добавил, что большая часть дагестанской молодежи сегодня относит себя к представителям салафитского призыва. И ДУМД должен найти конструктивный диалог с ними. Надо втянуть их в образовательный процесс. Исламские учебные заведения республики готовы их принять, а этот контингент не готов к диалогу. На что Бекмурза Бекмурзаев добавил, что они оказались не готовы к столь широкой нашей открытости. Этому их научили в Медине — они идут и создают свои теневые медресе. Мы пытаемся с ними договориться, но… не ждите быстрых результатов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам