Съезд народов стал стимулом для оживления общественно-политической жизни республики. Но перемены к лучшему не упадут с небес. И власть, и граждане должны действовать сообща, направлять совместные усилия на созидание и единение. Гражданам необходимо занимать активную жизненную позицию, вносить свой вклад в развитие республики, укрепление дружбы и единства ее народов, обеспечение порядка и законности.
Народ ждет от власти, чтобы собираемые налоги возвращались благами, чтобы дети могли получать достойное образование, чтобы нуждающиеся получали квалифицированные медицинские услуги, чтобы доходы людей были по способностям и труду, чтобы на выборах побеждали демократия и честность, чтобы обеспечивалась безопасность людей.
Повседневная жизнь подтверждает, что наиболее острыми для населения являются социальные проблемы. Мы живем среди людей, бываем в населенных пунктах, общаемся с родными и знакомыми.
Граждан волнуют рост цен на продукты первой необходимости, бедность и обнищание, продолжающееся расслоение общества на богатых и бедных, несправедливое распределение доходов. Дороговизна жизни растет быстрее, чем заработная плата и социальные выплаты. Организация Объединенных Наций в своем «Послании третьему тысячелетию» одной из важнейших задач назвала решение проблемы бедности.
Считаю, что борьба с бедностью, с безработицей должна стать приоритетом в республиканских программах развития.
Я был участником второго Съезда народов Дагестана в 1992 году. Решения съезда способствовали политической стабилизации и консолидации дагестанского общества. В составе дагестанской делегации я участвовал в работе Гражданского форума, состоявшегося 21-22 ноября 2001 года в городе Москве. Принятые решения форума способствовали дальнейшему диалогу и сотрудничеству власти и гражданского общества. Часть из них реализована в форме законов, нормативных правовых актов, решений общественных объединений, другие реализуются через экономические и социальные программы.
За последнее двадцатилетие Дагестан подвергался различным тяжелым испытаниям. Народ и его руководство мудро их преодолели. Я верю в будущее моей республики и его народа. Я надеюсь и верю: смелые инициативы Президента Республики Дагестан М.М. Магомедова будут реализованы при широкой поддержке дагестанского общества.
Важную роль в устойчивом и динамичном функционировании власти принадлежит аппарату управления. В современных условиях большое значение приобретает улучшение работы с кадрами сферы управления и работы этих кадров. Успех деятельности любого звена аппарата управления, стиль работы в решающей степени зависят от состава его сотрудников. Уместно вспомнить и о том, что советское государство с помощью системы требований и организационных мер обеспечивало порядок подбора, расстановки и воспитания кадров.
Мой многолетний опыт работы в высших государственных органах исполнительной и законодательной власти республики подтверждает, что не каждому работнику удается стать классным государственным, муниципальным служащим, тем более руководителем. На мой взгляд, для этого, кроме образования и желания, нужно иметь призвание. В органах государственной власти и муниципального управления при подготовке и принятии решений, организации их выполнения необходимо проявлять высокое мастерство, терпение, ум, чувство ответственности. Просчеты и ошибки, проступки и злоупотребления властью оборачиваются экономическим ущербом, политическими потрясениями, человеческими трагедиями, другими негативными социальными последствиями. Примеров тому в новейшей истории России и Дагестана немало.
Следует отметить, что такие критерии оценки личности, как честность, порядочность, совестливость, скромность, недостаточно учитываются при подборе, подготовке и назначении руководителей. В развитых капиталистических странах честность входит в качество важнейшей составляющей, в критерии профпригодности руководителей органов государственного управления. Так, в законе США «О реформе государственной службы (1978) в §1 записано: «… закон направлен на то, чтобы народ США имел… честную продуктивную службу». Система воспитания и реальная экономическая и правовая среда формируют у американцев сознание и убеждение, что честность выгодна, а нечестность и обман убыточны.
В Народном Собрании РД, Правительстве, министерствах и в муниципальных образованиях на ответственных должностях продолжают оставаться люди, ничем не проявившие себя ни в период долголетнего депутатства, ни в период нахождения на государственной и муниципальной службах.
Я убежден в том, что главными критериями оценки государственного, муниципального служащего должны быть высокий профессионализм, чувство долга в сочетании с не менее острым чувством ответственности. Чиновник, который заботится о своем имидже, постоянно помнит о том, что хорошая репутация зарабатывается годами.