Десятого декабря 2010 года профессору, доктору ветеринарных наук, одному из основателей современной дагестанской науки Абдулхаку Абутрабовичу Аливердиеву исполнилось бы 100 лет. К сожалению, уже ушли многие из его коллег и друзей, и так получилось, что едва ли кто-то лучше меня о нем сейчас напишет. Сложно писать о своем родном деде, и, наверное, это и есть главная причина, почему эта статья вышла с небольшим опозданием.
Сегодня, что греха таить, часто приходится слышать недобрые слова о Дагестане и его науке. «Назовите хоть одного вашего ученого, чей вклад в науку был бы вообще заметен?» — то и дело звучит на различных форумах. Именно поэтому нам нельзя забывать тех, кто действительно славил наш край. И в этом ряду, несомненно, есть место и для Абдулхака Аливердиева. Вот, например, что сказал о нем на круглом столе «Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана», организованном Комитетом Государственной Думы РФ по делам национальностей (11 декабря 2006 г.) ректор института «Юждаг» РД Нариман Османов: «Наш земляк директор Дагестанского научно-исследовательского ветеринарного института, доктор ветеринарных наук Аливердиев Абдулхак Абутрабович в 60-е годы прошлого века создал вакцину против бруцеллёза. По моим подсчетам, СССР заработал на этой вакцине примерно столько, сколько стоило всё произведённое Россией в годы Великой Отечественной войны. Я думаю, что добавить к этому нечего».
Я немного расскажу о его жизни. Родился Абдулхак Абутрабович в селении Ахты в семье крестьянина. Его отец Абутраб Аливердиевич Аливердиев (1886-1963) принадлежал к людям, о которых в англоязычных странах говорят “self-made man” – человек, который сделал себя сам. Потеряв здоровье на нобелевских нефтяных месторождениях, он заработал неплохой стартовый капитал, чтобы купить землю, жениться, создать крепкое хозяйство. И главное, что в родное село он вернулся со стремлением вырваться из тьмы невежества, в которой прозябал простой народ. В век повальной неграмотности среди всего населения России Абутраб Аливердиевич самостоятельно научился не только говорить на неродном ему языке, но и читать и писать по-русски.
Эта тяга к знаниям была передана детям: пятеро сыновей получили высшее образование, трое сыновей Абдулхак, Али и Агалар стали докторами наук и профессорами, Агаверди – лауреат Государственной премии СССР, долгое время работал главным инженером завода «Дагдизель», Аливерди – ветеран войны, заслуженный учитель, долгое время был директором школы № 1 селения Ахты. Дочь Келимат работала медицинской сестрой в сельской больнице.
Абдулхак Абутрабович был первенцем в семье Абутраба Аливердиевича и Дорнисе Мурадалиевны Аливердиевых. В 1927 году он поступил в Дагестанский зооветеринарный техникум и в 1931 окончил его с рекомендацией продолжить образование в институте (в числе менее 5% выпускников). С 1931 по 1934 г. он главный ветеринарный врач с. Ахты, а с 1933 г. одновременно заведует и охранно-карантинным пунктом. Казалось бы, чего еще желать для хорошей карьеры двадцатичетырехлетнему парню? Но в 1934 году Абдулхак Аливердиев едет в Москву, где поступает в Московский ветеринарный институт, который оканчивает с отличием. С 1938 года по июль 1941 – аспирант кафедры микробиологии Московского ветеринарного института. В июле 1941 мобилизован в ряды Красной Армии, служит ветеринарным врачом в 1011 СП 253-й дивизии Московского военного округа. В ноябре 1941 года командирован Наркомземом СССР в Казахстан для борьбы с эпидемиями, а также организации размещения животных, прибывающих из прифронтовых регионов. В сентябре 1944 года он возвращается в Московский ветеринарный институт, где утвержден в должности доцента кафедры эпизоотологии, возглавляемой академиком С.Н. Вышелесским. На этой должности Абдулхак Абутрабович проработал до ноября 1945 года, когда по просьбе Дагестанского правительства Наркомземом откомандирован в Дагестанский сельскохозяйственный институт заведующим кафедрой эпизоотологии. С 1945 по 1952 г. – заведующий кафедрой эпизоотологии ДСХИ и одновременно научный сотрудник сектора зоологии Дагестанского филиала АН СССР, с 1952 по 1954 г. – заведующий сектором ветеринарии Даг. филиала АН СССР, с 1954 по 1956 г. — директор Института животноводства Даг. филиала АН СССР. В 1956 году этот институт был реорганизован в Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, в котором Абдулхак Аливердиев занял должность зав. лабораторией микробиологии и физиологии. С 1959 по 1967 г. – директор Дагестанской научно-исследовательской ветеринарной станции.
Абдулхак Абутрабович подготовил материалы, обосновавшие необходимость создания в Дагестане научно-исследовательского института ветеринарии, который и был организован на базе Даг. НИВИ в 1967 году. В 1967 году он – директор, затем зам. директора по научной работе этого института.
Вот что вспоминал об этом периоде его жизни друг и земляк Абдулхака Абутрабовича, доктор философских наук, профессор Ахед Гаджимурадович Агаев:
«Встретил как-то случайно Абдулхака в Москве. Узнав, что он приезжает вот уже пятый или шестой раз и что-то в открытии ветеринарного института уже налаживается, я возьми да и спроси его: не объявятся ли претенденты на должность директора этого института? Ты вот бегаешь, а кто-то, небось, ждет, когда ты привезешь заветный документ.
— Я не для себя прошу, — ответил Абдулхак.
И вскоре доктора наук с громадным научным багажом, огромным опытом работы пришлось поздравить с должностью заместителя директора только что открывшегося ветеринарного института. Но, действительно, его влекла не административная стезя, а чистая наука. Здесь-то он и преуспел. Много сил приложил и в подготовке научной смены».
А вот что вспоминает о нем доктор филологических наук, профессор Рагим Мурадович Кельбеханов:
«Однажды, как бы вызывая его на диспут, я заметил, что в нашей стране дипломы получают сотни тысяч молодых людей, но жизнь показывает, что не все они имеют необходимые знания для успешной работы. Могут ли при существующих условиях подготовки кадров произойти радикальные изменения в жизни страны? Сможем ли мы соперничать по этой части с Европой и Америкой?
— Что касается тех, кто получает дипломы, то тут ты прав. Но пойми простую вещь: одинакового уровня знаний у всех получивших дипломы быть не может, так как не бывает одинаковых людей. У каждого, как говорится, своя печать на челе, у каждого своя судьба. Один роет землю, другой занимается наукой. Но я никогда не считал, что мой труд выше труда, скажем, садовода или шахтера. О Европе и Америке не будем говорить. Но наши люди не менее талантливы, чем те, кто живет в этих странах. Но есть факторы, которые нам мешают. Об этом поговорим в другой раз. А реформировать образование, и не только его, необходимо. Ведь количество не повышает качество.
В другой раз беседа наша коснулась темы человека и Родины. Я с улыбкой сказал, что советский человек в отличие от человека «свободного мира» прежде думает о Родине, а потом о себе.
— У нас создан образ стандартного человека, стандартного гражданина, идейного, не в меру сознательного. На деле все обстоит иначе. Человек, так уж он устроен, думает, прежде всего, о себе, стремится к своей цели. И хорошо, если его устремления совпадают с интересами общественными и государственными. Это особо касается ученых. Их достижения не должны консервироваться ни ими самими, ни властями. Они должны быть благом для каждого и для всех. В этом смысл деятельности ученого человека.
— Но науку ведь засоряют. В нее, в прямом смысле слова, прут и такие, которые ничего в ней не смыслят.
— Это уже исключение, а не правило. Так было во все времена. Но общественный прогресс определяют подлинные ученые. Ты тоже ученый. Запомни: моральная сторона нашей деятельности не менее важна, чем результаты наших исследований».
Таким был мой дед. Наверное, останься он в сороковых годах в Москве, российская наука немало бы выиграла. Но кто бы тогда поднимал науку в Дагестане?
Расскажу я немного и о его семье. Жена Абдулхака Абутрабовича – Нина Николаевна (1907-2002), моя бабушка, была врачом высшей категории, автором ряда научных трудов и монографий, кандидатом медицинских наук. У Абдулхака Абутрабовича двое сыновей и три дочери. Все получили высшее образование, трое стали кандидатами наук. Александр – ученый, кандидат физико-математических наук, Лаимат – ученый, кандидат биологических наук, Софият – ученый, кандидат химических наук, Ольга – ученый-ихтиолог, Абдуллах (1935-1971) имел высшее зоотехническое образование. Семь из восьми внуков получили высшее образование (моя сестра Анисе Амирова – даже два: физико-математическое и психологическое). Трое внуков – Абутраб Аливердиев, Алибек Гамидов и Татьяна Мельникова – стали кандидатами наук. А один из нас, точнее я, Абутраб Аливердиев, в конце в 2010 года защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. В том же 2010 году к столетию Абдулхака Абутрабовича в нашей семье родился его правнук и полный тезка – Абдулхак Абутрабович Аливердиев.
Память об Абдулхаке Абутрабовиче Аливердиеве увековечена установкой мемориальной доски на доме и стипендией его имени в ДСХА.