Настоящие врачи еще не перевелись

Будучи родом из аула златокузнецов, хотя и не мастером-златокузнецом, я не раз убеждался в мудрости этой поговорки, но до сих пор, до преклонных лет своих, не научился ценить здоровье, когда еще здоров. Более того, заболев, пока не станет совсем невмоготу, не обращаюсь к врачу, хотя и другим не только советую вовремя обращаться к Шамовым или другим нашим знаменитостям, но и активно содействую этому. Что поделаешь, таков уж мой безалаберный характер!
Помучавшись более недели от невыносимых болей в желудке, я, раскачиваясь на ослабевших ногах, поплелся к Ибрагиму Шамову. Он, сочувственно глянув на мое известково-белое лицо и предложив показать язык, внимательно, как обычно и всех пациентов, выслушал меня и молча, но неодобрительно покачал головой и тут же стал звонить своему старшему брату – врачу-инфекционисту Юсупу Шамову:
– Знаешь, что? Наш Магомед-Расул что-то не очень важно чувствует себя. Как бы нам его со всех сторон обследовать?
– Пусть подойдет сейчас же. Осмотрим как следует и созвонимся, – был лаконичный ответ всегда немногословного старшего брата.
«А что в этом удивительного?» – подумает читатель.
А то, что Ибрагим Ахмедханович Шамов, врач, практикующий более шестидесяти лет и известный далеко за пределами республики, доктор наук и автор, не одна книга которого рекомендована Министерством здравоохранения России в качестве учебника и учебного пособия для медицинских вузов страны, лауреат многих республиканских и Государственной российской премии. Он, еще и слова не сказав о моей болезни и моем преступном отношении к ней, как бы случайно оброненными в разговоре с другим специалистом словами «наш Магомед-Расул», а по сути дела обращенными прямо ко мне, вселил надежду на то, что я не останусь один со своей болезнью, а значит, уже могу рассчитывать на успех дела, казавшегося безнадежным.
Но речь моя сегодня не о нем, а о его старшем брате Юсупе Ахмедхановиче Шамове и о том коллективе республиканской инфекционной больницы, которой он посвятил всю свою продолжительную благородную жизнь.
Юсуп Ахмедханович Шамов – отличник здравоохранения СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель науки ДАССР, заслуженный врач Республики Дагестан и Российской Федерации, профессор кафедры инфекционных болезней ФПО Дагестанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, ветеран ВОВ и труда… Что касается орденов и медалей, знаков и почетных грамот, правительственных телеграмм за подписями Президентов В.В.Путина и Д.А. Медведева я насчитал более двух десятков.
Юсуп жил и живет в ладу с самим собой, со своей совестью. Он солидарен с Сенекой, который считал чистую совесть постоянным праздником. Да и с Цицероном, который называл эту добродетель главным украшением. И все же основное достоинство Юсупа Шамова как врача и человека заключается не только и не столько в том, что всю жизнь оставался и остается верным высоким морально-этическим принципам чести и человеческой порядочности и в этом духе воспитал своих детей, сколько в том, что вокруг себя создавал и создает эту атмосферу доверия и благожелательности коллег друг к другу, учит отзывчивости к человеческой беде, развивает чувство ответственности за сказанное слово и недовольства достигнутым, призывает к повышению своей квалификации как врачей, так и другого медперсонала, являясь профессором кафедры по повышению квалификации врачей по инфекционным болезням…
За долгие годы кропотливой и добросовестнейшей работы ему удалось среди окружающих его врачей и медперсонала создать обстановку единой дружной семьи, где каждый работник четко знает свои обязанности и аккуратно выполняет их, несмотря на то, что каждый член коллектива – человек со своим неповторимым характером, своими способностями и возможностями, служебными и домашними проблемами.
С кем бы из врачей и медицинских сестер, санитаров и других технических работников больницы я ни говорил, стоило мне задать вопрос о том, чью бы роль могли отметить в их становлении как специалиста и просто как порядочного человека, не было случая, чтобы кто-нибудь одним из первых не назвал Юсупа Шамова.
Я встречаюсь со стройной высокой женщиной средних лет в темной одежде и черном платке, обрамляющем светлое продолговатое лицо с тоскливым взглядом внимательных глаз, всем видом своим, неторопливой степенной походкой, умением держаться собранно и с достоинством, в чем–то напоминающей восточную княгиню, которая воплотила в себе лучшие черты целомудренной горянки. Это заведующая отделением больницы Мухлисат Далгатовна Гитинова, которая 25 лет работает вместе с Юсупом Шамовым.
Родилась она в Хунзахе в семье, жившей по принципу: если то дело, которым ты занимаешься, приносит пользу другому хотя бы на рубль, не смотри на то, что сам теряешь сто рублей. Ее мать с гордой улыбкой говорила: «Если наша семья страдает от чего-нибудь, то в первую очередь оттого, что мы слишком честны».
– Да, Мухлисат, всяк правду ищет, но не всяк ее творит.Теперь я понял, какое воспитание получили вы от родителей, – резюмирую я.
Снисходительно глянув на меня, Мухлисат сдержанно улыбнулась:
– Откровенно говоря, Магомед-Расул, я не помню, чтобы родители меня так воспитывали…
– Как же так?! – чуть не подпрыгнул я на месте.
– По сути дела меня такой воспитывала бабушка по отцу Хажа, которая не отпускала от себя ни на минуту. Когда я еще питалась материнским молоком, она за полночь носила меня к матери, чтобы накормить, и обратно уносила к себе на всю ночь…
– Хотелось бы знать, Мухлисат, в Вашей взрослой жизни, когда Вы попали в городской коллектив и посвятили себя врачебной деятельности, кто на Вас оказал такое благотворное влияние?
Едва заметно улыбнувшись грустными глазами от предвкушения удовольствия оттого, что представилась ей такая возможность сообщить, она сказала.
– Двух мнений тут и не может быть, Магомед-Расул. Я пришла в инфекционную больницу лет эдак 25 назад простой лаборанткой. Сейчас, как видите, заведую целым отделением больницы. И все это время меня как младшую сестру свою, как коллегу растил наш профессор Юсуп Шамов, кому я буду обязана всю жизнь. Это особый человек. Образец того, как надо работать, учиться и жить. Быть внимательным ко всем больным и не больным, отзывчивым, ответственным за свое слово и дело. Профессионал высшей категории. Душа — человек. Душа коллектива. Правда, иногда я слышу от коллег будто бы он слишком придирчив. Когда объясняю им, что он не придирчив, а требователен, вопросы отпадают. И, между прочим, он прежде всего и больше всего требователен к себе…
– Кого бы Вы еще могли назвать среди своих, так сказать, учителей по работе?
– Мне нравится, как руководит коллективом работников наш главный врач Муртазали Мусалаевич Магомедов.
– Можете конкретный пример привести?
– Не буду распространяться о том, как открыто, демократично и вместе с тем требовательно проводит он совещания с коллективом работников, какую индивидуальную работу ведет со всем персоналом больницы, скажу только об одном недавнем случае.
К концу рабочего дня к нам привезли юношу 16 лет с сильным желудочным кровотечением. Дежурный врач отказался принять больного, сославшись на то, что болезнь его не нашего профиля, и предложил везти его в городскую или центральную больницу. Возник неприятный спор между врачом и родителями больного. Узнав об этом, Муртазали Мусалаевич категорично заявил дежурному врачу:
– Не видите, в каком тяжелом положении больной? Перевести его в ту или иную больницу всегда успеете, сначала окажите необходимую помощь и доложите!..
В это время к Мухлисат зашла женщина среднего роста, литого телосложения в белом халате с густой копной коротких медно-ореховых волос и округлым вдумчивым, где-то, на первый взгляд, суровым лицом. Это была врач-ординатор Раисат Дибировна Исаева, более 30 лет посвятившая благородной профессии врача.
Откровенно говоря, встреча с Раисат Дибировной не сразу расположила меня к ней. Какой-то нелюдимой и слишком суровой показалась она мне.
Но непродолжительное общение наше убедило меня в том, что Раисат Дибировна – человек отзывчивой и добродетельной души, хорошо знающий цену как себе, так и другим.
Юсуп Шамов преподавал нам в медицинском институте, его младший брат Ибрагим был проректором по учебной части. Братья эти – особые люди. Пропустить их лекции было равносильно потере чего-то дорогого и большого. Ими восхищались не только студенты. Они пользовались непререкаемым авторитетом и среди профессорско-преподавательского состава. Тогда я и представить себе не могла, что когда-нибудь буду работать вместе с Юсупом Ахмедхановичем Шамовым, что он сыграет такую неоценимую роль в моем становлении как врача и человека. Как мне и после этого не боготворить его?! Мы все учимся у него говорить с людьми, особенно – с больными, доброжелательно и участливо, быть ответственными перед другими и требовательными к себе…
Проводив Раисат Дибировну, не успел вернуться в палату, как за спиной услышал веселый мелодичный голос:
– Здравствуйте, Магомед-Расул! Как Вы себя чувствуете?
Обернувшись, увидел сияющую женщину плотного телосложения с луноподобным лицом и искрящимися от жизнелюбия глазами – не женщину, а целое море обаяния!
Это была медицинская сестра Лиля Сейффединовна Саламова с сорокалетним стажем медработника, из которых более 35 лет посвятила республиканской инфекционной больнице. Ее появление, особенно – дежурства ждут все больные, как впервые оказавшиеся здесь, так и «старожилы». Широко улыбаясь, она подойдет к каждому больному персонально, спросит, как спалось-елось, что больше всего беспокоит, чем она может быть полезной… И все это говорит не формально, как бы механически выполняя свои обязанности, чтобы казаться хорошей, а по потребности богатой жизнерадостной и любвеобильной души. Как говорят, большая душа, как и большой костер, издалека видна. Она приходит к больным, как к членам своей семьи.
Да и на весь окружающий мир она смотрит, как на одну большую семью. Великодушному весь мир родня, как верно заметил кто-то из умных.
– Откуда у вас столько тепла к людям, Лиля? Такая организованность? Обязательность? – ставлю вопрос ребром.
Добродушно улыбнувшись, она ответила:
– Попробуйте, Магомед-Расул, более тридцать лет бок о бок поработать с такими людьми, как наш Юсуп Ахмедханович Шамов, и быть другим человеком!
– Он только тем и занимался, что воспитывал медсестер и врачей? – без умысла иронизирую я.
– В том понимании, в каком вы имеете в виду, он никогда никого не воспитывал, Магомед-Расул. Но как человек и врач, как руководитель и старший он вел и ведет себя так образцово и деликатно, что рядом с ним вести себя иначе становилось неловко. У каждого из нас невольно возникало желание походить на него. В каждом он прежде всего находит что-то положительное и говорит об этом. А что может быть лучше, чем доброе, обнадеживающее слово от такого всеми уважаемого человека?
Мне бы хотелось сказать немало добрых слов о главном враче больницы Муртазали Мусалаевиче, о врачах Саиде Пашаевне и Нателле Магомедовне, о медсестрах Шахрузат и Айшат, работницах столовой и санитарках, но ни место, ни время не позволяет сделать это.
И все же не сказать особо несколько слов об одной из последних книг (а их у него более десятка) Юсупа Шамова под многозначительным названием «У постели больного», считаю непростительным.
Книга вышла еще в 2006 году, но до сих пор, как ни поразительно, не обратила на себя должного внимания ни врачей, ни студентов, не говоря уже о больных. А она заслуживает быть настольной книгой каждого студента, желающего стать врачом, каждого врача, стремящегося усовершенствовать свою квалификацию, каждого преподавателя медицинских вузов, желающего обучать студентов на конкретных и жизненных примерах взаимоотношений врача и пациента и воспитывать в них достойных граждан страны… Это новый жанр научно–художественной, публицистической литературы, созданной на высокопрофессиональном уровне…Талантливый человек талантлив во всем. Юсуп Шамов, как и его младший брат, успешно работает и на ниве художественной литературы. Его книги «Сказания о приключениях Залум–хана и его друзей», «Хабары с годекана», «Аул в горах и время» и другие пользуются большим спросом у взыскательных читателей и имеют несомненное воспитательное значение…
Чтобы не быть слишком субъективным, хочу закончить статью словами больного инфекционной больницы Магомедова Магомеда Зиявдиновича из «Книги отзывов и пожеланий»: «Здесь работают настоящие профессионалы, которые знают и любят свое дело, бескорыстные и преданные клятве Гиппократа. Многим учреждениям в системе здравоохранения, думаю, есть на кого равняться. Перехвалить этот коллектив, мне кажется, будет очень трудно! Побывав здесь и видя все это, хочется дольше жить и верить во все прекрасное».
Лучше, пожалуй, и не скажешь!

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам