— Патимат Курамагомедовна, первый вопрос простой: как прописка менялась на регистрацию? Как сегодня россияне регистрируются?
— Вопрос, кстати, действительно и простой, и сложный. Простой, поскольку мы занимаемся реализацией нормативных предписаний в области регистрационного учета, а сложный – в необходимости выработки новых подходов и механизмов, обеспечивающих конституционное право граждан свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (часть 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
В 1993 году данное право закреплено законодательно. Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) вместо ранее существовавшей прописки вводит и регламентирует институт регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Однако реально прописка была заменена на регистрационный учет лишь в 1995 году после утверждения правительственным постановлением соответствующих Правил.
В последующие годы в Правила вносились существенные изменения и дополнения, которые значительно упростили и создали условия для исполнения гражданином обязанности уведомить орган регистрационного учета об адресе своего пребывания или жительства.
Сегодня российские граждане наряду с ранее действующим порядком получили право подать данное заявление по почте (в случае регистрации по месту пребывания) либо в электронном виде.
— Расскажите подробнее, как проходит электронная регистрация.
— Прежде чем воспользоваться услугами государственной информационной системы (интернет-портал gosuslugi.ru), гражданин должен открыть на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) «личный кабинет», для чего пройти соответствующую регистрацию и получить личный ключ доступа (пароль).
Следует обратить внимание, что регистрация включает в себя заполнение анкеты, проверку корректности введенного e-mail адреса и номера мобильного телефона, достоверности сведений указанного страхового номера индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, выдаваемого Пенсионным фондом Российской Федерации, и индивидуального номера налогоплательщика.
Код активации учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) присылается по почте заказным письмом.
После открытия «личного кабинета» гражданин может воспользоваться услугами Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), в т.ч. зарегистрироваться по месту пребывания или по месту жительства.
Для регистрации гражданин заполняет в «личном кабинете» заявление-анкету установленной формы. В заявлении будет необходимо в том числе указать реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, которое предоставляет вам жилое помещение для временного проживания, его домашний и мобильный телефоны, а также иные сведения, позволяющие идентифицировать личность владельца квартиры и возможность предварительно с ним пообщаться.
Электронный адрес отдела: kirufmsdag@fmsrd.ru