– Сначала я учился во вспомогательном интернате №8 в Махачкале, оттуда перевели в Магарамкент. В Магарамкентском интернате было хорошо, – вспоминает Руслан, – там я находился в течение 10 лет.
– Как ты представлял себе жизнь, чем мечтал заняться, когда выйдешь из интерната?
– Никак. Я просто не знал, что буду делать дальше, и старался не думать об этом. Окончил интернат, и нас – выпускников интерната – направили учиться в махачкалинское ПТУ, которое находится на Пржевальского, 75. Я решил освоить водительскую специальность. Но ПТУ не окончил, сам ушел.
В ПТУ Руслан находился на полном государственном обеспечении, была крыша над головой, бесплатное питание, но Руслан не стерпел … несправедливости в отношении себя. Всем его сокурсникам выплачивали стипендию 500-600 рублей, а ему нет. Сейчас уже трудно сказать, по какой причине это происходило, мотивацией со стороны руководства учебного заведения была плохая учеба Руслана, но он решил, что чем терпеть несправедливость – лучше уж уйти. И он ушел в никуда.
Пока я слушала Руслана, меня удивляло то, с какой легкостью он совершил этот шаг. Сегодня не каждый человек, выросший даже в благополучной семье, готов начать самостоятельную жизнь без поддержки родителей. А уж тем более человек, привыкший к постоянной опеке со стороны взрослых. Но Руслан действительно смог побороть в себе чувство зависимости от других людей и совершить на первый взгляд безумный поступок. Кстати, у Руслана на сей счет есть свое мнение – он просто верил и до сих пор верит в существование добрых людей, которые не причинят ему вреда по той простой причине, что у него нет надежной защиты в качестве родственников. И еще, Руслан никогда не надеялся на то, что кто-то что-то должен ему подать. Поэтому он не стал попрошайничать и первым делом задумался о том, как начать зарабатывать. Шальные деньги ему не нужны – это он сразу для себя решил, вот так в поисках работы он обошел город и зацепился за место грузчика на Восточном рынке. Говорю «зацепился», потому что он с радостью взялся за первую подвернувшуюся ему работу, несмотря на то, что его физическое состояние, к сожалению, далеко от идеального. Хоть и небольшие, зато честно заработанные деньги, подумал он. На рынке познакомился с тамошними работниками, кто-то из новых друзей предложил Руслану пожить у него. Конечно, Руслан понимает, что тем самым причиняет человеку неудобства, поэтому хочет постараться и получить себе жилплощадь, которую до сих пор не удалось приобрести. Наверное, кому-то покажется странным, почему до сих пор, ведь Руслану уже 33 года… просто таким людям, как Руслан, не хочется ходить и жаловаться, просить материальной помощи, обивая пороги высоких начальников. У него есть своя человеческая гордость, чувство собственного достоинства, которые не позволили ему стать иждивенцем чужого милосердия. В крайнем случае он обратится к своему знакомому или товарищу по несчастью, но не к тому, который элементарно его не поймет, хотя бы потому, что сам никогда не оказывался в подобном безвыходном положении. Ведь несмотря на внешнее относительное благополучие, ему нелегко живется. Копить деньги – заработок не позволяет, это равносильно тому, чтобы отказывать себе в самом необходимом: в питании, в одежде, в ночлеге. И потом, в течение четырех лет у Руслана нет паспорта, он его потерял во время одной из поездок в Хасавюрт. По этой причине он не может начать собирать документы, чтобы обращаться в соответствующие органы социальной защиты. «Поэтому все приходится откладывать на завтра, – улыбается он. – Вот так и кормлю себя «завтраками». Кстати, поэтому он не может оформить себе документы на инвалидность, ведь Руслан с рождения является инвалидом второй группы. Он плохо видит, ему тяжело писать и читать, но он не унывает, потому что, невзирая на все свои лишения, Руслан жизнерадостный человек.
«Я не чувствую себя обделенным, хочу жить как все, иметь свой дом, обзавестись семьей. Я буду хорошим семьянином, – уверен он. – А кому не хочется жить хорошо? В хорошее верить всем хочется…».
Руслан вообще не любит вспоминать плохое, он живет надеждами на то, что его мечты осуществятся. «Да, я был сиротой, мне тяжело давалось восприятие жизни такой, какая она есть, ведь в моем представлении все было куда легче, чем все оказалось на самом деле, но я хочу постараться все изменить к лучшему, чтобы у меня тоже были обычные житейские радости. Хочу быть счастливым», – говорит он.
Сам Руслан готов поделиться тем, что у него есть, со своими товарищами «по судьбе» – воспитанниками интерната, которые, по сути, являются его единственными родственниками. Кстати, и с бывшими воспитателями Руслан связи не теряет, особенно с одним из них. «Для меня он как родственник, – признается Руслан, – к которому я могу обратиться за помощью, и он сделает все, что сможет, все, что в его силах. Я ему от души благодарен». А вот кто его – Руслана – настоящие родители, живы ли они, помнят ли его, он никогда не стремился узнать. Он просто не понимает, какой в этом смысл? И никаких злобных чувств или обиды за то, что когда-то его оставили, он к ним не питает, ведь за столько лет он уже свыкся со своим одиночеством… Да и просто не хочется оборачиваться назад, надо идти вперед, оставив позади все неудачи и неприятные события, тогда, может быть, все-таки должно повезти.
Хочется надеяться на то, что люди, которые будут попадаться Руслану на жизненном пути, будут всегда идти ему навстречу. Ведь он остался Человеком, несмотря ни на что…