– Елена Михайловна, Вы оказываете разные виды психологической помощи. С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
– Я работаю семейным психологом. Ко мне приходят родители с детьми, ну и, конечно, сами взрослые. Если говорить о проблемах детей, то зачастую это страхи. В последнее время ко мне очень часто родители приводят детей с этой проблемой. Это связано с тем, что дети смотрят разные фильмы, которые содержат сцены насилия, кровь, крики, убийства. Состояние тревоги нагнетают и компьютерные игры. А иногда и сами родители развивают чувство страха у детей, пугая их «безобидными страшилками». Часто приходится сталкиваться с детской агрессивностью, гиперактивностью, с нарушением поведения у детей, связанными с патологическими привычками и т.д. Здесь, конечно, я уже работаю с родителями, а иногда приходится рекомендовать родителям показать ребенка невропатологу, потому что подобного рода психоэмоциональные нарушения у детей чаще всего сопровождаются детским неврозом, а параллельная работа невропатолога и психолога дает отличные результаты.
– В случаях, когда происходит непонимание между родителями и детьми, вы сказали, что работаете с родителями. Для чего? Они должны изменить тактику поведения?
– Да. В первую очередь идет работа на изменение отношения родителей к ребенку. Я не только консультирую родителей, но и даю рекомендации на каждый конкретный случай. Ко мне часто приводят детей подросткового возраста с жалобами на слабоволие, дезорганизацию, лень, равнодушие, жестокость и пр. В этом плане есть уникальная методика, когда я веду с подростком дневник, в котором, учитывая его желания и возможности, совместно планируем его деятельность, определяем ближайшие и дальние его цели, ищем пути их достижения. Все это планируется с учетом психофизиологических особенностей подростка, адаптируется к его условиям жизни. И ребенок начинает ощущать потребность в достижении поставленной задачи, учится контролировать этот процесс. Если у него что-то не получается, психолог учит его проводить самоанализ (рефлексию), почему не получается, какие препятствия стоят на пути достижения цели. Если это объективная причина, стараемся найти компромисс, а если субъективная, то это повод поработать над собой. Существует еще множество других методик, которые я подбираю персонально для каждого клиента. Иногда использую комбинации нескольких методов коррекционной работы. Все очень индивидуально.
– Многие психологи говорят, что детям нельзя говорить «нет». Есть же родители, которые, наоборот, считают, что детей надо воспитывать в строгости, многое им запрещать, для того чтобы ребенок не вырос избалованным и знал, что в жизни не все можно получить, и потом во взрослой жизни ему будет легче. А как вы считаете?
– Чаще всего родители говорят «нет», но не заменяют его другим словом, не дают ему альтернативы. Я рекомендую родителям: если они что-то запрещают ребенку, то обязательно должны закончить фразу тем, что они ему разрешают. Если они говорят: «Это трогать нельзя», то должны объяснить, почему нельзя, и обязательно добавить: «А это можно». Когда слово «нет» звучит категорично, мы получаем обратный эффект. Уже в младенческом возрасте ребенок начинает понимать слова «можно» и «нельзя». Поэтому слово «нет» говорить надо, но запреты должны быть аргументированы. Еще есть такой интересный момент, когда ты как бы даешь ребенку возможность выбора и в то же время ограничиваешь его необузданные желания. А он и не подозревает об этих ограничениях и чувствует себя у руля. Например: «Ты можешь выбрать любую игрушку на витрине, но только в пределах такой-то суммы, или мы можем на эти деньги сходить в кафе, в кино и т.д.» Подобные маленькие хитрости побуждают ребенка к позитивному мышлению и адекватному поведению.
– Я часто слушаю передачу психолога Михаила Лобковского «Взрослым о взрослых» на радио «Эхо Москвы». Он часто говорит, что все психологические проблемы у людей идут с детства. Если у ребенка были строгие родители, которые постоянно его критиковали, повышали на него голос, он вырастет с массой психологических комплексов. Вам попадались такие клиенты?
– Конечно. С набором разного вида комплексов, с заниженной самооценкой встречаются и дети, и взрослые. Они считают, что вот планка, выше которой им не подняться. На фоне негативных и регулярных претензий со стороны близких для них людей формируется стереотип мышления. Задача психолога – разрушить эти стереотипы и создать новое мышление, поднять самооценку данного человека.
– Тот же Лобковский говорит, что дети всегда копируют поведение своих родителей. И это происходит на подсознательном уровне. Даже когда дети, став взрослыми, говорят: «Я никогда не буду делать так, как делали мои родители», они сами не замечают, что поступают точно так же.
– На эту точку зрения я смотрю более оптимистично. Естественно, при авторитарном и либеральном стиле воспитания дети чаще всего испытывают стресс. У них умножаются комплексы разного рода. Одни дети уходят в себя, у других это выливается в агрессию. Большинство из них, к сожалению, переносят модель поведения родителей в свою жизнь. Но бывают случаи, когда стресс стимулирует ребенка стать лучше, чем о нем думают. Есть такая поговорка, что «яблоко от яблони не далеко падает». На мой взгляд, это тяжелая поговорка, которая звучит как приговор детям, попавшим в неблагополучную среду. К примеру, бытует мнение, что, если родители алкоголики, их ребенок тоже будет таким. Я знаю очень много хороших, состоявшихся людей, которые вышли из неблагополучных семей. К сожалению, это больше исключение, чем правило. Но все равно, нельзя ставить крест даже на самых, казалось бы, испорченных детях. Шанс стать лучше есть у всех. На самом деле, многие дети мечтают: «Я вырасту и никогда не буду таким». К счастью, у многих это получается. В психологии этот процесс мыслей называют аффирмации. Когда человек, несмотря на тяжелые испытания в своей жизни, находит в себе силы думать и мечтать о хорошем, он, сам не зная того, программирует свою жизнь на добро, и получает это.
– Когда человек приходит к вам со своими комплексами, сколько нужно вашей работы с ним, чтобы он от них избавился? И вообще, по вашему опыту, удается человеку полностью избавиться от них?
– Если человек пришел сам, осознанно, и понимает, что у него есть проблема, мы вместе с ним определяем суть проблемы и начинаем работать. Результат бывает практически стопроцентный. Шаг за шагом клиент учится оценивать ситуацию в позитивном направлении. Встречи с клиентами проходят по-разному. Иногда бывает достаточно одной консультации, а иногда и больше. Все зависит от клиента и его проблемы. В моей практике были очень сложные случаи, когда с клиентами приходилось работать от одного с половиной до двух лет. В этих случаях проводилась очень объемная психокоррекционная работа. Благодаря Всевышнему эти клиенты достигли блестящих результатов.
– Вам легче работать со взрослыми или с детьми?
– Мне легче работать с детьми, потому что это такой мягкий, гибкий материал. Они верят каждому слову, которое ты говоришь, стараются сделать все, о чем просит психолог, с радостью выполняют задания, которые я им даю. Сложнее со взрослыми. Им очень сложно перестраиваться. У них уже свои стереотипы мышления, которые очень сложно разрушить. Но люди бывают разные. Бывает, придет клиент, поработаешь с ним – и такая радость, что процесс пошел, у человека наступил какой-то момент озарения, вроде бы простая истина, а человеку это настолько глубоко входит в сердце, что в его жизни происходит переворот, и он начинает по-другому смотреть на мир. Для меня самая главная цель – сформировать позитивный образ мыслей, трансформировать ограничивающее убеждение, с которым человек привык жить, в новые позитивные мысли.
– Бывают такие люди, которые любят усугублять проблемы, которые не очень-то существенны, постоянно причитают: «Почему у меня всегда так?», «Почему именно со мной?», «За что мне это?». Человек с нормальным восприятием мира скажет себе: «Ну, проблема – ничего, я ее решу» и не считает нужным распаляться на эту тему и доказывать окружающим, что именно он жертва вселенского масштаба. А эти люди очень любят роль жертвы, и даже их знакомые предпочитают избегать их, потому что от них идет сплошное нытье и негатив.
– Я поняла, о каких людях вы говорите. Ко мне приходят такие клиенты, и, как правило, я уже начинаю понимать, что работать с ними очень сложно, потому что им, к большому сожалению, нравится находиться в состоянии постоянной обиды и осуждения. Чаще всего такие люди приходят, чтобы услышать совет или выпустить пар. Они думают, что сейчас им психолог даст совет – и он выйдет из долгов, решит свои проблемы. Но психологи не дают советов. Мы можем обозначить проблему, найти то, что мешает человеку жить, отсортировать, какие ценности должны выйти на первый план, а от каких нужно отказаться. Если клиент идет на диалог – тогда работа получается. А если клиент ведет монолог, и я вижу глухую стену перед собой и понимаю, что проблема в его воспитании, в деформированном и безнравственном мировоззрении, и клиент не готов признать степень своих аморальных взглядов и принципов, как психолог, конечно, я выслушиваю человека, успокаиваю его и отпускаю с миром. Как правило, с таких клиентов я не беру плату. Человеческий фактор для меня всегда стоит превыше материальных ценностей, особенно если я понимаю, что ничем не могу помочь такому клиенту.
– Вы уже говорили о незамужних девушках, у которых не складываются отношения с мужским полом в силу того, что они не умеют с ними общаться. А вот девушки, которым, например, двадцать пять лет. Им вроде бы уже и пора замуж. Знакомые им постоянно об этом напоминают: «Ты замуж не выходишь?» Тем более у нас такая ментальность. Мать начинает психологически давить на дочь: «Вот, ты уже старая дева, никому ты не нужна, никто не берет тебя замуж!» – и девочка уже начинает накручивать себя, считать себя никому ненужной старой девой. Приходят к вам такие девочки?
– Да, приходят. И сейчас, на данный момент, есть такие клиенты.
– Как вы с ними работаете? Как убедить девушку, что жизнь еще не закончилась?!
– Однозначного ответа нет. Но, как правило, сначала я должна понять, с какой целью ко мне пришла клиентка. Или на девушку давят родственники, навешивают на нее ярлыки, и она уже готова выйти замуж за первого, кто придет ее сватать, или она хочет создать хорошую семью, поэтому готова ждать несколько лет, но выйти замуж один раз и навсегда. Кто-то думает наоборот: «Я выйду замуж, рожу ребенка, разойдусь, и, по крайней мере, скажут, что я была замужем», или: «Мне не суждено выйти замуж. Придется смириться с такой судьбой» и т.п. Работа психолога зависит от цели клиента, от его личностных качеств и убеждений. Здесь уже подбираешь соответствующую методику. Это может быть или визуализация, или работа с аффирмациями, или применение метода «Ключ» для снятия стресса и разрушающих мыслей, и т.д. Методов много. Главное – уловить и почувствовать, в каком направлении и как надо поработать именно с этим человеком.
(Продолжение в следующем номере)