О Пушкине говорят и как о поэте, и как о писателе. Мне бы хотелось отметить в его произведениях географическую основу, и сказать о нем как о великом путешественнике и патриоте.
Многие его высказывания звучат как призывы: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оную есть постыдное малодушие». Вот один из образцов истинного патриотизма. Чтобы так сказать, надо глубоко любить свою Родину, ее народ, ее природу. Оттого-то произведения Пушкина так глубоки, правдивы и содержательны. Но он не написал бы всего этого, если не путешествовал бы по стране, а сидел бы в кабинете.
Как-то на лекции по педагогике Николай Николаевич Студенцов – преподаватель Саратовского государственного университета нам, студентам IV курса географического факультета, сказал: «Запомните, как начнете первый урок, так и проработаете. Выберете себе определенные ориентиры, на которые будете опираться… А нужно, чтобы география связывала и литературу, и историю… Подумайте…».
С тех пор прошло более сорока лет. Моим кумиром был всегда Александр Сергеевич Пушкин. Он и стал моим главным ориентиром.
Я вхожу в класс, и взоры учеников устремляются и впиваются в меня. Короткое приветствие:
«Итак, начнем урок географии. Кто помнит начало поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила»?
Лес рук. Читаем стихи. Про лес и дол… про дуб зеленый, ученого кота…
Стоп… Вопрос. «Как вы думаете? Это все сказка или кое-что правда? Выразительное молчание… «Да. Кот – сказка, а вот лукоморье и дуб зеленый имеют точное географическое место и исторический момент».
Лукоморье – это морской залив, похожий на лук, из которого стреляют, рисую на доске, с другой стороны он похож на горшок (по-тюркски «таган»). А это место есть на карте. Довольно крупный сегодня морской порт и промышленный город – родина Антона Павловича Чехова – город Таганрог. Во времена Пушкина здесь находилась резиденция наместника Юга России графа Воронцова. Здесь бывал Александр Сергеевич. Сидел под дубом. А что за дуб? А его посадил Петр I. Я видел этот дуб. Не сохранился ли он сейчас? Итак, найдем на карте Таганрог. Задание на дом. Введение прочитать по учебнику. Звенит звонок… Урок окончен.
Построен мост между литературой, историей и географией. Привлечена топонимика.
Налажен контакт между учениками и учителем. До свидания.