За минувшие десятилетия список произведений Джавлалова обогатился множеством названий, а сам он вырос в опытного, зрелого профессионала, работающего в разных жанрах и формах – от песни и эстрадной миниатюры до масштабных оркестровых сочинений. Среди значительных его работ Концерт для фортепиано с оркестром, Кубачинская сюита, Соната для скрипки и фортепиано, Вариации для кларнета с оркестром, «Мелодия» для флейты с оркестром. Совершенно новый для дагестанской музыки жанр композитор опробовал в симфонической «Токкате» – пьесе, основанной на интенсивном ритмически непрерывном движении (замечу, что оркестровые пьесы такого рода весьма редко встречаются и в мировой музыкальной литературе).
Особый интерес проявляет Джавлалов к нашим народным инструментам, смело экспериментируя в соединении дагестанских народных тембров с тембрами симфонического оркестра, с традиционными европейскими инструментами. В результате родились такие оригинальные произведения, как «Поэма» для фортепиано и оркестра народных инструментов, «Размышления» для дудука с оркестром.
К самым масштабным сочинениям Гасана Джавлалова относятся его симфонии. Симфония – вершина оркестровой музыки, сложнейший жанр, требующий большого мастерства и свободной фантазии. Наши композиторы обращаются к нему сравнительно редко, и работа Джавлалова в этой труднейшей сфере свидетельствует о его творческой смелости и о значительности его художественных идей.
В индивидуальном облике композитора привлекают темпераментные сопоставления ярких музыкальных образов, интерес к колоритным гармониям и краскам оркестровых звучаний. Эти черты наглядно проявляются в двух работах Гасана Джавлалова, выдвинутых на соискание Государственной республиканской премии 2011 года.
Одна из них – «Пастораль» для симфонического оркестра – представляет собой музыкальную картину природы. Как известно, пастораль – это жанр, появившийся в литературе ещё в античную эпоху и основанный на изображении картин природы и поэтизации мирной, безмятежной сельской жизни. В дагестанской музыке эту традицию продолжил Готфрид Алиевич Гасанов, с «Картинами Дагестана» явился в наше искусство Мурад Магомедович Кажлаев. Развивая эту традицию, Джавлалов создал живописное музыкальное полотно светлого созерцательного характера, которое воспринимается как похвала родной природе. Могу представить себе негодующий вопрос строгого читателя: а кому в наше, мягко говоря, проблемное, нужны такие буколические картинки? Думаю, что такая музыка, умиротворяющая душу среди наших житейских треволнений и бурь, прекрасный и очень своевременный художественный антидепрессант!
Вообще искусству Гасана Джавлалова чужды надрывные переживания, культивирование страдания, психологических метаний. Его муза мужественна и уравновешена. Это её качество ясно выражено и в другом сочинении, выдвинутом на соискание высокой премии — Вариациях для фортепиано.
Это произведение выдержано в стиле романтических вариаций, в которых каждое новое преображение темы рождает новый образ, а весь цикл в целом превращается в вереницу контрастных по характеру, ритмам, темпу, эмоциональным состояниям картин. Спокойные настроения сменяются темпераментным движением, за бурным танцем следует лирический эпизод, за драматической сценкой – лёгкая шутка. В целом же «Десять вариаций» – яркое концертное сочинение, уже вошедшее педагогическую практику учебных заведений и украсившее репертуар наших исполнителей.
Гасан Магомедович Джавлалов – активно и плодотворно работающий автор. Его профессионализм, его внимание к народным национальным истокам искусства, его чувство музыкальной красочности, наконец, богатство и разнообразие образов его искусства позволяют надеяться, что его творческая палитра будет и впредь расширяться (в частности, мне представляется, что он мог бы ярко проявить себя, например, в жанре балета).
Присуждение Государственной премии – заслуженное и своевременное – станет хорошим стимулом для дельнейших творческих свершений талантливого композитора.