В составе дагестанской делегации в Турцию прибыли депутат Махачкалинского городского Собрания Магомед Сиражудинович Гамзатов,
заведующий кафедрой этнографии и фольклора исторического факультета ДГУ Камиль Магомедович Гусейнов, хореографический ансамбль «Ватан» во главе с художественным руководителем Али Магомедалиевым. Официально поводом для поездки послужило приглашение администрации г. Ялова на День города. Но визит сроком в несколько дней оказался очень насыщенным на события, встречи и общение с турецкой стороной. Делегация вернулась с внушительным багажом впечатлений, которыми Баганд Магомедов поделился с «МИ».
– В день прибытия, 18 июля, в 12 часов нас уже ожидали на торжественном приеме в мэрии города Ялова. Нас тепло приветствовал мэр города – председатель муниципалитета Якуб Кочал. В речи турецкого градоначальника красной нитью проходило: «Мы очень хотим возобновить братские, дружеские отношения между городами-побратимами Ялова и Махачкалой». В 1991 году был подписан документ о побратимских отношениях, но в силу определенных событий в течение 20 лет не удавалось поддерживать их на должном уровне. Теперь, мы думаем, самое время доработать документ, восстановить прежние деловые и дружеские отношения. Мы также пригласили турецкую сторону нанести нам ответный визит.
После официального приема состоялась пресс-конференция. Мы рассказали турецким журналистам о цели приезда и о городе Махачкале.
19 июля в г. Ялова отмечали День города. К празднику приурочили Всемирный фестиваль народного искусства балканских и кавказских государств. Выступление хореографического ансамбля «Ватан» на фестивале произвело настоящий фурор и говорю это не потому, что они дагестанцы, это на самом деле было так.
Особо отмечу одно из мероприятий: в центральном парке Ялова с символичным названием «Махачкала» состоялось открытие памятника имаму Шамилю.
– Парк был назван в честь побратимских отношений между городами Дагестана и Турции?
– Не только. В знак уважения к дагестанцам, которых большинство среди жителей этого города. Около 80% жителей г. Ялова – выходцы с Кавказа.
Первая дагестанская диаспора появилась в г. Ялова в 1873 году. Одними из первых вместе с родственниками и своими сторонниками сюда приехали выходцы из с. Кикуни Гергебильского района – знаменитые шейхи Шарапудин и Магомед-Мадани. Они поселились в селении Гуней. Ныне могилы шейхов являются зияратом. Там есть села, дублирующие названия дагестанских аулов, потому что в них проживают выходцы из дагестанских сел. Между собой земляки говорят на аварском языке, хотя прекрасно владеют и турецким.
– Кому принадлежит инициатива открытия памятника имаму Шамилю?
– Председателю муниципалитета Ялова Якубу Кочалу. По поручению Всемирного фонда имама Шамиля я вручил ему золотую медаль имама Шамиля, которой награждаются люди, внесшие большой вклад в увековечение памяти этой прославленной личности. А всеми организационными вопросами занимался Айдемир Мехмет – руководитель Центра «Кавказ», в котором детей выходцев из Дагестана учат национальным танцам, языкам, проводятся тематические конференции, вечера, встречи с земляками. Год назад Айдемир Мехмет был на приеме у Главы города Махачкалы С.Д. Амирова, и в составе турецкой делегации мы планируем пригласить его к нам для ответного визита осенью этого года. Надеемся, что ничто не помешает им и нам осуществить эти планы.
– Чем вам запомнился этот турецкий город, люди, которые там живут?
– У меня остались прекрасные впечатления от поездки. Было приятно, что многие выходцы из Дагестана в совершенстве владеют родными языками. Кстати, владелец известной в Турции сети ресторанов под названием «Искандер» – этнический лезгин Энедуи Фуат. Он никогда не был в Дагестане и родным языком не владеет, но хотел бы побывать на своей родине. Обрадовало, что несколько лакцев специально приехали из Анкары, чтобы встретиться с нами.
Приятно удивило удобство турецкой инфрастуктуры. Клуб, здесь же мечеть, банкетный зал, рядом столовая и небольшой рынок – все под рукой.
Турецкие высокопоставленные чиновники очень открыты и просты в общении. Может, мне это показалось, но к дагестанской делегации было, по-моему, особое отношение.
Мы встречались с председателем Ассоциации предпринимателей города Ялова Мехметом Оздемиром. В отличие от наших предпринимателей их бизнесмены всячески поддерживают друг друга, ведут честную конкуренцию. Многие из них интересовались возможностью наладить торговые взаимоотношения. Нас пригласили на завод по производству фибергласовых труб «Алкашбору», открытый в 2010 году. Уникальность этого материала в том, что он очень прочный, легкий и гибкий. Трубы могут использоваться для различных коммунальных нужд, их срок хранения свыше 50 лет. Для нашей республики это производство очень актуально.
– Вы уже определились по каким направлениям хотели бы сотрудничать?
– В торговом, культурном и производственном направлениях. Саид Джапарович очень заинтересовался производством труб. У нас есть возможность доставки грузов морским путем, транспортом через Азербайджан и Иран. То есть торгово-экономические возможности очень широкие.
О культурных связях особый разговор. Мы можем обмениваться национальными ансамблями, отправить на гастроли Кумыкский музыкально-драматический театр, пригласить их артистов в Махачкалу. Возможности многоплановые, но самое главное – дружеские взаимоотношения.
– Вы ознакомили их с инвестиционными проектами дагестанской столицы?
– Я рассказал, что мы уже налаживаем хорошие отношения с турецкой стороной, в частности, с международной ассоциацией бизнесменов, «Дагистамбул» — фирмой, которая уже начала сотрудничать с «Адам Интернейшенал» по обделке кожи и овчины. Рассказал, что при их участии у нас будут построены крупные парниковые хозяйства, создан бизнес-инкубатор, будет строиться жилье с торгово-развлекательными центрами. У нас уже хорошие взаимоотношения и, если в г. Ялова есть люди, готовые строить с нами бизнес, то мы будем только рады предоставить свои инвестиционные площадки.
– А не хотят ли наши земляки в Турции вести бизнес на территории нашей республики? Ведь это способствовало бы новым налоговым вливаниям в бюджет республики, города.
– Они готовы, если их бизнес будет защищен. Когда я затронул эту тему в бизнес-ассоциации, один из предпринимателей задал мне вопрос: а как там с терроризмом? Я ответил: не хуже, чем в Турции.
– Их в большей степени интересовали проблемы терроризма и экстремизма, чем условия для работы предпринимателей?
– Они считают, что должны быть уверены в защищенности своего бизнеса. Мы, естественно, не обещаем сразу создать райские условия, но они гарантированно будут вполне достойными.
– Из ваших слов становится понятно, что выходцам с Кавказа интересна общественно-политическая жизнь нашей республики.
– Они расспрашивали нас и о свободе вероисповедания. Я объяснил, что если человек не призывает свергнуть власть и существующий общественно-политический строй, то, пожалуйста, исповедуй любую религию. У нас есть адвентисты 7 дня, евангелисты, баптисты, и никто их не преследует по религиозному признаку. Но если люди выступают с антигосударственными призывами с оружием в руках, убивают правоохранителей, мирных людей, то они должны быть наказаны по закону. Мы находимся на стадии становления новой экономической формации, к становлению которой пока что не все еще привыкли. Жизнь меняется и есть надежда, что к лучшему, но это только вопрос времени.