Электричество – это поток направленных заряженных частиц. Поток движущихся автомашин, оказывается, тоже может быть направлен на выработку энергии. В то время, когда горожане впадали в смятение от растущего потока автомобилей в Махачкале и Каспийске, доктор технических наук Ибрагим Абачараев начал развивать идею выработки электричества от движущегося транспорта. Движущийся автомобиль обладает кинетической энергией, которая зависит от его скорости и массы.
– Используется сила инерции движущегося транспортного средства, – разъясняет Ибрагим Мусаевич. — По схеме действия это сродни ограничителям скорости на дорогах. Используется кинетическая энергия предмета, перемещающегося по дорожному полотну, в которое предварительно вмонтирована энергетическая установка.
Разработкой устройств, накапливающих кинетическую энергию движения автотранспортных средств и преобразующих ее в электричество, в последнее время занимаются не только ученые из Дагестана. Тестовая дорога, где используется способность веществ под воздействием механической силы продуцировать электрическую энергию, уже строится в Израиле. Система так называемой рекуперации (возвращения) кинетической энергии с маховиками уже давно используется в вагонах Нью-йоркского метро.
Но механизм, запатентованный Мусой Абачараевым, отличается от них прежде всего тем, что не нужно строить специальных дорог, а используются уже существующие, благодаря чему такой способ выработки энергии, безусловно, становится рентабельным.
– Металлический лист укладывается на дорожное полотно с небольшим радиусом кривизны, чтобы не вызывать дополнительных неудобств при проезде через него автомобилей, – изобретатель описывает устройство доступным для всех языком, – и возвратно-поступательное движение через определенный механизм преобразовывается во вращательное, а оно в свою очередь трансформируется в электрическую энергию.
Весь этот процесс приведен в формулах и схемах, дающих специалистам необходимые подробности. Сделаны научно-теоретические расчеты. И если понадобится инженерное решение этого механизма, то ведущий научный сотрудник отдела физико-технических проблем машиноведения Института физики ДНЦ РАН Ибрагим Абачараев вместе с отцом, известным рационализатором, заведующим этим отделом Мусой Абачараевым, готовы привязать теоретические выкладки к определенным условиям.
– Шоссе делается подвижным, — образно поясняет Муса Магомедович, автор альтернативного топлива и многих других изобретений. — Затраты идут только на постройку покрытия.
– Оборудование несложное, — дополняет сын, — генератор и возвратно-поступательный механизм.
Движущаяся масса автомобиля может стать эффективным аккумулятором энергии, если бы не стойкое сопротивление производителей.
– В нашей стране надо 133 закона переделать и ввести, чтобы заработал инновационный механизм внедрения разработок, — нотки возмущения изменили тон автора изобретения. — Тезис, так любимый либеральными политиками, о том, что «стихийный рынок поставит все на свои места, не получил подтверждения в жизни». Планирование все-таки должно осуществляться на государственном уровне – весь мир идет по этому пути. Но пока научный потенциал и энергия рационализаторства будут томиться невостребованными, вряд ли консерватизму найдется альтернатива. Мы должны научиться, глядя на любой предмет, восклицать чудесное слово «энергия!» Ведь не случайно говорят: «Деньги потерять – ничего не потерять, время потерять – много потерять, потерять энергию – все потерять». И относится это к любому виду энергии.