Хадис САБИЕВ: «В моем обществе нет плохих людей, просто мы читаем разные книжки»

– Хадис, когда дагестанский зритель впервые заговорил о тебе как о певце? Как проходило твое профессиональное становление?
– Я никогда не стремился к популярности. Вырос в обычной учительской семье в селе Буртунай Казбековского района. Семья была большая, где, помимо меня, росли двое братьев и одна сестра. Отец мой играл на разных музыкальных инструментах и мечтал о том, чтобы кто-нибудь из нас разделил его любовь к музыке. Им оказался я. Отец на радостях исполнял любой мой каприз в плане приобретения музыкальной техники, делал все для того, чтобы я занялся этим профессионально.
В школе я был востребован больше, чем остальные мои сверстники, меня приглашали на различные мероприятия, концерты, в которых я с удовольствием участвовал. Вскоре я понял, что хочу заниматься музыкой профессионально.
Окончив школу, я поступил в ДГПУ на музыкальный факультет. Работал и учился одновременно, сотрудничал с радио и телевизионными каналами, писал музыку, сочинял слова, делал аранжировку. В 2002 году мы с ребятами даже создали группу, но спустя какое-то время я понял, что работа с коллективом – это тяжкий труд, так как здесь ответственности больше, и не все тянут эту «тележку» так, как ты того хочешь, что и привело потом к ее распаду. Постепенно я перешел на сольное исполнение.
– Хадис, прошло два года, как ты оставил эстраду и перешел к духовному песнопению, как ты пришел к принятию такого решения?
– На это повлиял не один день и не один фактор. У каждого своя дорога на пути к исламу, моя началась с того, что я впервые на эстраде решил исполнить нашид. Что-то перевернулось во мне в тот момент, слова глубоко затронули сердце и заполнили его любовью к исламу. В то же время изменился и круг общения. Рядом с моей студией работал парень, записывал нашиды. Часто я заслушивался этой умиротворяющей музыкой и забывал о своей работе.
Помню, я после исполнения нашида неловко чувствовал себя, когда вышел на сцену под лезгинку. Это было в 2009 году, в декабре. Зритель очень плохо встретил меня и плохо проводил. Я им всем благодарен за это, так как они были правы. На самом деле, несправедливо сегодня восхвалять Пророка (с.а.с.), а завтра совершать поступки, которые не дозволены в исламе и противоречат нашей религии.
– Сегодня часто видишь, как современные певцы выступают на различных мавлидах, исполняя нашиды, в исламской атрибутике, а после возвращаются к прежнему образу жизни.
– Но в том, что у них есть желание исполнять духовную музыку, есть и положительные стороны. Нельзя относиться к этому так категорично. Меня к популярности привела музыка и мой талант. И то, чем я сегодня занимаюсь, тоже творчество, просто это уже другое направление. Когда ты приходишь в ислам, нужно понимать и отдавать себе отчет в том, чем ты занимаешься и к чему идешь, к чему приведет твоя музыка, что она воспитывает в человеке. Нет я не критикую песни о любви, но для себя сделал вывод, что не вижу в них смысла, так как они отвлекают человека от богослужения.
– Ты говоришь, что шоу-бизнес – это дорога в никуда, но ведь то, чем ты сейчас занимаешься, является шоу-бизнесом, ведь ты все равно остаешься артистом, публичным человеком?
– Когда человек «крутится» в шоу-бизнесе, он словно бежит впереди паровоза и не может остановиться, так как здесь важно быть всегда на виду, контролировать свою раскрутку, пиариться, стараться быть в курсе модных тенденций. Я сейчас ловлю себя на мысли, как мне легко и хорошо без всего этого, что чувствую себя счастливым и могу наконец свободно вздохнуть.
К счастью, у меня со всеми артистами и сегодня складываются прекрасные отношения, часто встречаемся, иногда за чашкой чая. В моем обществе нет плохих людей, просто мы читаем разные книжки.
– Как отнеслись к изменениям в твоей творческой жизни твои слушатели, не стало ли их меньше?
– Я бы даже сказал, что их число возросло. Конечно, многие подходили ко мне и спрашивали: «Как ты мог оставить все? Нам так нравились твои песни». Но вместе с тем, слушать меня не перестали, за что я им очень благодарен. Народ чувствует, когда человек делает что-то искренне, от души, а у меня сейчас все именно так. Будучи артистом эстрады, мысль о том, что я что-то делаю не так, меня часто посещала. Музыка, по сути, была для меня тем, чем я зарабатывал на жизнь и зарабатывал, скажу, немало. В настоящее время, являясь исполнителем нашидов, заработанный мной рубль я не променяю на миллион, заработанный на эстраде.
– А в вашем деле раскрутка не столь важна? И насколько подобное творчество востребовано мусульманами?
– Что касается пиара, я считаю, что в этом нет нужды, так как если человеку нравится творчество какого-либо артиста, он сам его найдет и будет слушать. Сегодня исполнителей нашидов не так много, всего около 10 или 12 коллективов. И они, я скажу, очень востребованы, так как в последнее время у людей возрос интерес к проведению исламских свадеб. Можно судить о востребованности и по количеству аудитории слушателей радио «Ватан», где исполняются нашиды.
– Ты работаешь с группой? Кто помогает тебе с выбором слов, музыки?
– Да, в группе три человека. Музыку я пишу сам, аранжировку тоже. А слова могу найти в Интернете или в исламской литературе. С записью голоса мне помогает Рамиз Гаджиалиев, очень талантливый и знающий свое дело человек. С ним легко работать. Дело в том, что я могу петь по-разному, а он помогает мне определиться в выборе той или иной интонации, настроения. Здесь я полностью ему доверяюсь. Записывался также и у Малика Мустафаева, который является одним из моих лучших друзей.
В творчестве у меня нет амбиций. Если я вижу, что ту или иную песню лучше меня может выдать другой артист, я отдам ее ему. Самое главное в этом деле – результат. Случаются проблемы и с выбором слов для нашидов. У нас в Дагестане мало кто переводит их с аварского языка на русский.
– Какие особенности исполнения есть в нашидах и влияют ли современные музыкальные тенденции на формы их исполнения?
– Нашиды призывают людей к добру, передают красоту ислама. Самое главное – в них должна быть мораль.
Те музыкальные приемы, которые используются в техномузыке, в нашидах не желательно использовать. Это резкие звуки и некоторые ударные инструменты, которые «режут» слух и отвлекают от главного – слов, смысла. Вообще, использование музыкальных инструментов в нашидах – это спорный вопрос. Проблема в том, что если исполнять его без сопровождения музыки, то в вокале должна принимать участие группа людей, как, например, в других мусульманских странах. У нас в республике это направление только начинает развиваться.
Что касается современных тенденций, сегодня нашиды во всем мире исполняются в разных жанрах. Я, например, знаю, что за границей молодежь мусульманскую музыку исполняет и в стиле рэп. Я не против этого, так как молодые люди, которые любят этот стиль в музыке, посредством ее, услышав слова, могут изменить свое отношение к исламу.
– Какие чувства ты испытываешь, когда исполняешь мусульманскую музыку?
– Если честно, иногда настолько тяжело бывает петь, когда это искренне и от всего сердца. Бывает даже, что на наших концертах на глазах у многих зрителей наворачиваются слезы, иной раз я и сам могу не сдержаться. Это неописуемое чувство, невозможно это выразить словами.
– Я знаю, что вы поете нашиды на мусульманских свадьбах – мавлидах, и даже выступаете в качестве тамады. Расскажите об особенностях таких торжеств? Как они проходят?
– Не все мавлиды, надо признать, проходят в Дагестане по мусульманским канонам. Отличие мавлидов от свадеб в том, что там не используются эстрадная музыка и спиртное. Люди считают, что они во многом проходят скучно, идут на них неохотно, а если и придут, сидят с серьезными лицами, после трапезы спешат на выход.
Это не так. Все зависит от того, кто и как ведет свадьбу. Мы, к примеру, стараемся проводить их так, чтобы в ней присутствовал дух веселья.
Торжество на мавлидах, после того как молодые вошли в зал, начинается с чтения аята Корана. Далее слово предоставляется старейшине тухума и всем тем, что хочет поздравить жениха и невесту, а между поздравительными речами исполняем нашиды, устраиваем среди детей конкурсы, викторины на исламскую тематику. Каждый раз меняем программу, стараемся вносить разнообразие.
Был даже такой случай. На одной из свадеб после исполнения нашидов ко мне подошел пожилой человек и за разговором признался: «Сынок, я семьдесят с лишним лет был неизменным атеистом, а сегодня, услышав ваши нашиды, уверовал во Всевышнего!» У меня от этих слов мурашки пошли по телу. Приятно, что мое исполнение оказывает на людей такое влияние.
– А помимо свадеб, где еще выступаете с концертами, может, выезжаете на гастроли?
– Часто приглашают на мавлиды по районам Дагестана и за его пределы, по Северному Кавказу. В прошлом году, что для меня стало неожиданностью, пригласили в Екатеринбург в месяц Рабиуль-аваль. Совместно с другими группами устраиваем общие мавлиды в концертных залах Махачкалы.
– Оказывает ли на тебя влияние широкое признание твоих зрителей в виде «звездной» болезни. Я знаю, что многие наши певцы этим грешат.
– Конечно, нет. Если я вижу, что люди относятся ко мне с доверием, уважением, я боюсь потерять их доверие и не оправдать их ожиданий.
Я всегда говорю своим знакомым артистам, композиторам: «Мы, современники, Моцартами или другими выдающимися гениями тоже не станем, так как такие люди рождаются раз в столетие. Главное – оставаться в этой жизни человеком, не «летать» над землей, а ходить по ней достойно». Держаться правильного пути и не ошибаться очень сложно, и у меня есть друзья, которые в нужный момент меня остановят и поправят, за что я им благодарен.
На самом деле, многие истинно творческие люди не бывают признанными при жизни. Только когда их теряем, начинаем «рыться» в их творчестве и говорить о них как о гениальных людях. Нужно быть внимательными и добрыми друг к другу при жизни, когда это действительно нужно.
– Ты самокритичен? Часто бываешь собой недоволен?
– Часто. Так как Всевышний дает мне много возможностей, которые я не всегда использую правильно. Огорчает, когда драгоценное время пропадает бесцельно.
– Хадис, строишь ли ты планы на будущее, если да, то поделись ими.
– Сказать правду: не люблю о них рассказывать заранее, так как не успеешь задумать что-либо, как кто-то обязательно этим воспользуется, ведь спрос порождает предложение. Лучше расскажу о том, что уже произошло. Выпущен мой первый альбом, который готовился в течение года и в который вошли все избранные произведения – 10 нашидов и одна инструментальная композиция.
Очень много идей и в плане ведения свадеб, и в плане музыки. Я тебе обещаю, как только они воплотятся в жизнь, ты обязательно о них узнаешь, а может быть, даже и напишешь! (смеется).
– Ты считаешь, что нашел себя в жизни?
– Да. Я очень люблю свою работу, это мой стимул, это то, от чего я получаю удовольствие.
– Хадис, как ты считаешь, чего не хватает сегодня нашей молодежи для самореализации, тем, кто еще ищет себя в жизни?
– Всевышний нам дает такое общество, которое мы заслуживаем. Если нас не устраивает в нем что-то, необходимо сначала подумать: а устраиваю ли я это общество? Недаром говорят: «Если ты хочешь изменить мир, то начни с себя».
Я никогда не делаю людям замечаний, так как и сам не идеален. Нужно видеть в окружающем только хорошее. У нас в СМИ обсуждают больше негативные события, а ведь в республике есть и много позитивных информационных поводов. Главное – нужно что-то делать, чтобы они возникали. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.
– Хадис, завершился священный для всех мусульман месяц Рамазан, пожелай что-нибудь нашим читателям.
– Самое главное – желаю всем мусульманам единения, то, чего нам сейчас так не хватает.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам