Культура – это состояние общества, у которого имеется некий выбор

Уровень социальности общества находится в прямой зависимости от состояния культуры. Именно культура – фундамент любой цивилизации. Процессы, происходящие в этой области человеческого бытия, изучаются наукой, оформившейся в самостоятельную дисциплину в середине XX века, – культурологией. Профессор кафедры теории и истории культуры Дагестанского государственного университета, доктор философских наук Райганат АБАКАРОВА считает, что «настало время во весь голос кричать о том, что искусство и культура уходят в небытие».
– Культурология – наука, которая исследует все области человеческой жизни индивидуально и в обществе: и экономику, и политику, и образование, и науку и саму культуру. Что связывает эти сферы деятельности человека?
– Все области человеческой деятельности зависят от состояния человека. Культура – это, прежде всего, внутричеловеческое состояние, лишь потом – профессиональное. Не имеет значения, сколько у человека дипломов, а важно, как он относится к своей работе: добросовестный, ответственный, ценящий время и труд. Культура личностная, культура воспитания, культура отношения к людям и окружающей среде – конечно, фундаментальная, основополагающая. Можно овладеть любой профессией, но иметь низкий духовный уровень. И совершенствуя себя, невольно «улучшаешь» тех, кто тебя окружает, потому что в обществе ориентируются на тех, с кем общаются.
– А какая зависимость существует между результатами культурной деятельности человека и уровнем экономического развития общества?
– Каждая эпоха демонстрирует эту зависимость исторически. В античности высокий уровень демократии способствовал развитию экономических отношений благодаря тому, что человек получил подлинную свободу для самосовершенствования. Человек, экономически зависимый, думающий о том, чем себя накормить, с трудом может заниматься духовным совершенствованием, если специально не станет игнорировать материальную составляющую, как, например, йоги. Поскольку человек социально нацелен, он ориентируется и на совершенствование других.
– Во времена античности был расцвет и в других частях мира, а не только в Древней Греции. Но там, наверно, действовал не механизм социальной ориентации?
– Тот период в развитии человечества называют Осевым временем. В эпоху Осевого времени народами “великих культур” древности созданы универсальные культурные ценности.
– Некоторые исследователи считают, что человечество накануне очередного периода Осевого времени. Современные культуры, и это особенно заметно в Дагестане, двигаются навстречу друг другу, размывая установленные границы. Возникновение культурного единства, приводящее к утрате культурной специфики – это и есть общечеловеческая культура?
– Об Осевом времени как о периоде культурного подъема, можно говорить только как о возможности, потому что оцениваем мы по результатам. В античное время в Греции творили Аристотель, Платон, в Китае – Конфуций, появились учения арабских философов. И на основе того, что было создано, мы соглашаемся с определением.
– Придется ждать результатов века глобализации и информатизации?
– Причем как деятельности духовной. Можно быть великой ядерной державой, но дети и старики будут нищенствовать. По Вольтеру, об уровне культуры судят по тому, как себя в этом обществе чувствуют старики и дети. У страны могут быть великие экономические и политические достижения, но реально уровень культуры определяется по тому, как чувствуют себя ее граждане. Если у нас сейчас в Дагестане очень много детей остается без внимания родителей, вынужденных думать о хлебе насущном, и им некогда воспитывать ребенка…
– … думать о расцвете культуры не приходится…
– Очень сложно, хотя могут быть и неординарные пути. Так называемый метод «наоборот» тоже действует. Например, не всегда у творчески талантливых людей рождаются одаренные дети. Может сложиться и другая ситуация, когда срабатывает метод сопротивления.
– Но по большому счету культуру общества оценивают по тому, как люди себя в нем чувствуют.
 – В культуре главное – человек, как он себя ощущает, насколько ему духовно комфортно, насколько он чувствует о себе заботу. Если перейти на индивидуальную модель, бывает, что живет человек в роскошном доме, но страдает, а кто-то с маленьким достатком может быть счастливым. Счастливая семья определяется тем, счастливы ли в ней дети.
– В этом сказывается, наверное, и индивидуальность, генетически обусловленный темперамент человека, который может определять его настрой.
– Счастье и культура генетически не передаются. Культура – это не наследственная память человечества.
– А вот позитивное отношение ко всему, то есть оптимизм, тоже не наследуется, но он приносит ощущение счастья.
– Оптимизм – это не показатель культуры, это черта характера, психологическая особенность человека. Оптимистический настрой все равно корректируется временем и конкретной ситуацией. Человек понимая, что иначе его может унести водоворот неустроенности и неудач, может срастись с маской оптимиста.
– Здесь нет поля для самосовершенствования?
– А вот культура, используя память, историю человечества, совершенствует. То, что совершенствуется, не передается генетически, с кровью.
– Это как раз то, что мы называем воспитанием?
– Культура воспитывается с детства в семье, потом в обществе. Если у человека есть шансы заниматься самосовершенствованием, значит, у него есть стартовые возможности. Стартовые возможности могут быть у всех одинаковые, но…
– И здесь уже включаются индивидуальные качества?
– Да, не все используют этот шанс для совершенствования: кому-то лень, кого-то устраивает существующий уровень. Культура человека – это то, когда он сам создает себя и свой мир, то есть все, что его окружает.
– Райганат Магомедовна, если перейти на усовершенствование социокультурной системы на примере нашей республики, можно ли говорить о том, что преобразования, которые происходят естественным путем, и проектный подход одинаково значимы?
– Культуролог – это исследователь…
– Да, он не меняет культуру непосредственно, но его мнение очень важно для практиков, готовых модифицировать культуру так же, как естественные и социальные науки.
– Культура – это состояние общества, у которого имеется некий выбор. Она прививается новым поколениям с помощью господствующих ценностей. Мы воспитывались на ценностях, которые важны для наших родителей. Наши дети воспитываются на тех, которые декларативно или своим примером внушаем им мы. Наши ценности значимы в зависимости от того, в какой атмосфере мы живем.
– Но культурологи не исследуют восприимчивость поколений к признанным ценностям предыдущих поколений.
– Исследование феномена традиции – тема моей диссертации. И в науке, и в искусстве есть традиции. Но в культуре традиция имеет особое значение, потому что уникальность культуры определяется ее особенностью, неповторимостью, непохожестью. Если в различных науках для открытий используется сходный инструментарий, то в культуре он не един для всего мира, у каждого своя данность: географическая, историческая, то, что мы называем этнической культурой. Определяя этническую культуру, я исхожу из формулировки Льва Гумилева: для определения этнической культуры важны географические границы, внутри которых этот народ проживает, история этого народа с ее особенностями, и самое главное – менталитет народа.
– Границы могут быть стерты или перенесены.
– Безусловно, человек может жить в другой стране, и это сегодня еще более заметно. Мы знаем, что живущие за пределами своей исторической родины сохраняют свою культуру.
– Особенно в местах компактного проживания какого-нибудь народа, называемых диаспорами. Но этнос не отожествляется с обществом?
– Когда я выясняла, благодаря чему сохраняется уникальность культуры, часто сталкивалась с мнением, что благодаря языку. Но ведь человек может говорить и на пяти языках, и это не значит, что он принадлежит ко всем пяти культурам. Есть культуры, у которых нет письменного языка, а культура сохраняется.
– Лингвисты, утверждающие, что язык – носитель культуры, выходит, ошибаются?
– Не то что бы они не правы, язык – это вербальная форма выражения культуры. Но есть еще невербальное выражение культуры – это танцы, традиции, обряды. Во всем мире танцуют, но по-разному. Во всем мире принимают гостей, но по-разному.
– Выходит, что этнокультура может сохраняться независимо от географии и даже от языка. Первичен все-таки менталитет?
– Да, где бы ни жили цыгане, ведут они себя по-особому, у них есть внутренние законы жизнеустройства, которые они пытаются не нарушать. В основе этики лежит этос, о котором говорили Гераклит и другие античные философы. Понятие «этика» произошло от термина «этос», который обозначает привычки, нравы, характеры, темпераменты и обычаи. «Этнос» же – это группа людей, объединенная общим самосознанием и культурой в народ. Менталитет – это в хорошем смысле слова уникальность каждого народа.
– Удается ли эту уникальность сохранять в современном Дагестане?
– В дагестанской культуре есть уникальные произведения – результат декоративно-прикладного искусства. Например, гончарное искусство: по форме изделия можно определить место его изготовления. Все эти произведения дагестанских умельцев к тому же функциональны. Глядя на горянку, идущую за водой, по одежде и по кувшину можно определить, откуда она родом. По музыке произношения, по жестикуляции и по многим другим признакам вычисляется принадлежность к тому или иному этносу. Но с другой стороны, плавный кумыкский танец не связан с национальностью и языком, а только с географическим положением. Кумыки жили на равнине, которая позволяла танцевать в длинных пышных одеяниях. В темпераментных прыгучих горских танцах предпочтительнее штаны и короткие платья. Это невербальные особенности менталитета. Мой стереотип поведения всегда будет меня относить к спешному по темпераменту кавказскому генотипу и культуре. Создатель энергетической теории этноса – мой преподаватель философского факультета Ленинградского государственного университета Лев Гумилев приводил пример реакции представителей трех разных национальностей, проживающих в городе на Неве, на одну и ту же ситуацию. Проблема идентификации остается независимо от того, где ты проживаешь. Безусловно, в человеке присутствуют два начала: стремление крепко стоять на ногах, что называется традицией, и полет, свобода, именуемая инновацией. И в каждой культуре, в каждом народе эти два начала великолепно сочетаются. Опасны такие крайности, как уход в замкнутость, и уход от корней, здесь возникает проблема маргинальности: ты уже не тот, кем был, но еще не можешь стать тем, кем хочешь стать. Но, с другой стороны, маргинальность может способствовать появлению нового культурного типа.
– Что сейчас и происходит. Для культуролога не существует необъяснимых ситуаций?
– Мы всегда ищем, что новое может создаться, исходя из существующего. Что нового человечество может предложить. Человечество увлекательно, когда оно разнообразно, потому как унификация не интересна. Поэтому человек всегда в себе сочетает и традиционность, и поиск нового.
– Что можно сказать об изменениях, которые сейчас заметны в дагестанском обществе?
– Дагестан, по сути дела, живет по традиции. Делая что-то, дагестанец задумывается, а что скажут люди – это то, что называется общественным мнением. Именно оно сдерживает традицию.
– Но бывают ситуации, когда именно общественное мнение ломает традицию.
– Традиции нигде не прописаны, но мы опираемся на общественное мнение, и сила его заставляет нас поступать так или иначе. В семье, например, бабушка, воспитывая внучку, может запретить: «Ты это не наденешь».
– А мне как раз известны случаи, когда бабушка и мать против того, чтобы девушка надевала хиджаб, но она носит его вопреки.
– Молодежи свойственен поиск нового. Здесь еще действует сила современной моды. Это поиск.
 – А ведь мода преходяща.
– А кто гарантирует, что это постоянно? В эпоху кризиса нравственности и духовности декларируются одни, но реально существуют другие ценности. Человек ищет себя, некий внутренний покой души, внутренний комфорт и гармонию. Методом тыка Европа вышла на технологический уровень, а Восток выбрал духовное направление. Каждый человек и общество в целом находит свой путь достижения комфортности…
– А в таких трансформациях уже общественное мнение не имеет значения?
– Общественное мнение – это не унификационный закон, оно не может иметь механизма строгой регуляции. Одинаковый поиск ведут и те, кто «открывает пупки», и те, кто «закутывается». На самом деле девушки ориентируются на свою будущую семью, на ее образ. Одни кинулись на Запад, другие – на Восток…
– Развиваться во всем в двух направлениях – это, видимо, крест, определенный географическим положением нашего края и всей страны?
– И это тоже. Культурологи исследуют свой объект во всех контекстах: какова предыстория, мотивация, какие возникают внутренние конфликты, каковы результаты и есть ли выход из сложившейся ситуации.
– Kультуре присуща прежде всего высокая духовность. Духовная стабильность. Духовная гармония, духовный комфорт. Чем больше мы будем уделять внимания воспитанию и формированию нравственности молодежи, чем комфортнее будет нашим детям, тем меньше будет противоречий…
– Не будем ставить точку в этом разговоре. Обратившись к фразе Максима Горького «Учитесь у всех – не подражайте никому», приглашаем к разговору об этнической культуре и особенностях менталитета теоретиков и практиков, всех, кому не безразлична судьба нашего многонационального края.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам