– Надирпаша Алыпкачевич, расскажите нам вкратце историю нашествия иранского завоевателя Надир-шаха и как эта война отразилась на жителях Дагестана.
– В многовековой истории народов Дагестана важнейшее место занимает освободительная борьба против иноземных завоевателей. В древние времена она велась против скифов и гуннов, в средние века – против монголов и тимуридов, в новое время – против иранских и османских завоевателей и царских колонизаторов. Но при всей важности каждого из указанных этапов для своего времени, следует признать наиболее значительным из них сокрушение 100-тысячной армии иранского завоевателя Надир-шаха.
В сентябре текущего года исполнится 270 лет со дня великой победы над Надир-шахом.
Первые два нашествия Надира на Дагестан были предприняты под предлогом возвращения захваченных османами иранских владений на Кавказе. В ходе военных действий 1734-1735 гг. иранские войска понесли значительные потери.
В начале 40-х гг. шах организовал третий – Дагестанский поход, в котором участвовало около 100 тыс. человек.
Часть этих сил в количестве 40-тысячного войска к исходу мая 1741г. подошли к Дербенту. В июне 1741г. Надир-шах, взяв на себя верховное командование всеми наличными силами, рассчитывал покорить Дагестан.
Следует отметить, что именно в это время в сознании горских масс начали усиливаться идеи единства разрозненных сил. Был оказан совместный отпор грозному противнику.
Сломить волю борцов за независимость Надир-шаху не удалось. Народы Дагестана проявили глубокое понимание ответственности за судьбы своей Родины, своих родных и близких. Идеи единства, патриотизма и дружбы стали доминирующими в сознании дагестанцев независимо от возраста, национальности и социального положения.
Как подчеркнул известный историк Расул Магомедов: «Масса людей показала на деле свою способность подняться выше интересов своего двора и аула; глянуть дальше пределов своего джамаата и ощутить себя не только приверженцами какой-либо национальности, но и, прежде всего, дагестанцами. И как показала история, эта способность для наших предков в XVIII в. оказалась спасительной.
Опасаясь такого единства, 12 сентября 1741г. Надир-шах начал наступление на Высокогорный Дагестан, но в решающих сражениях потерпел катастрофическое поражение, потеряв около 40 тыс. воинов из 50-тысячного войска.
Без преувеличения можно сказать, что эта победа над численно превосходящими силами врага имела не только местное, но и международное значение.
Следует отметить, что именно в это время в сознании горских масс начали усиливаться идеи единства разрозненных сил в оказании совместного отпора грозному противнику. И победа эта была обусловлена единством, героизмом и патриотизмом всех народов Дагестана. А подвиги достойны увековечения в памяти потомков.
– Как Вы считаете, целесообразно ли учреждение республиканского праздника – Дня единства народов Дагестан?
– Несомненно, этот праздник должен служить сохранению лучших традиций Страны гор.
Как подчеркнул в своем докладе на III Съезде народов Дагестана Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов: «Дагестанцы, воспитанные на идее единства, совершали величайшие подвиги. Это и есть общедагестанский дух, который должен быть возрожден. Он заслуживает особого отношения и признания потому, что это великое духовное достояние всех наших народов».
– Как Вы думаете, отразится формирование этого праздника на сознании молодежи?
– Отрадно отметить, что большую работу в этом плане по воспитанию молодежи в духе патриотизма, дружбы и единства народов Дагестана в составе России проводит руководство республики. Важным шагом на этом пути стало открытие 12 августа 2004 г. у подножия Турчи-Дага на поле «Хициб» комплекса в память о славной победе народов Дагестана над непобедимыми полчищами Надир-шаха.
Основы и перспективы для дальнейшего усиления работы в этой области уже заложены.
– Что бы вы хотели пожелать дагестанцам?
– Мне на память приходит замечательное обращение к дагестанцам историка Расула Магомедова, ставшее манифестом для единения народов Дагестана в современных условиях: «Напоминаю нашим гражданам: даже Аллах помогает лишь тем, кто готов помочь себе сам. Без нашей внутренней воли к сохранению единства нам не поможет никто… Если нам суждено уцелеть на страницах истории в цепи поколений наших потомков, то только вместе, а порознь наши народы не имеют будущего».