В годы моей юности выяснять национальную принадлежность человека считалось в Дагестане неприличным. Рассказывали, как в городе Каспийске одного дагестанца спрашивали:
– Какой ты нации?
– Как какой? Хорошей нации, – отвечал он. Старшее поколение знало и разговаривало между собой на аварском, лакском, даргинском, кумыкском языках. В школе тогда пели хором:
«Макътав сагъа, абур сагъа
Сий сагъа, сидраларин
Сийли бизин партия».
В кружках самодеятельности танцевали акушинский танец «ХъакIулди».
Также пели лезгинскую песню «Перизада»…
Уважительное отношение к отличительным особенностям и бытовым привычкам других обществ и народов – это традиционное и естественное качество дагестанского общества.
Дагестан – как название страны, так и его письменные памятники из глубины веков – свидетельствует о том, что общества и народы Дагестана осознавали свое единство на протяжении многих тысячелетий.
Дагестанцы, дагестанский народ – это единый социум, единые основы этничности и гражданственности. И только вместе народы Дагестана преодолевали многочисленные невзгоды и потрясения. И так было во все времена. Это явилось залогом надежной защиты от врагов, как правило, внешних, вторгавшихся в Дагестан с определенной регулярностью. Помните из истории нашествия, походы Тимура и Надир-шаха? Общими усилиями дагестанцы изгоняли их полчища с родной земли. Вспомним, как Али-Гаджи Акушинский выступал против бесчинства англичан и турок в годы гражданской войны в Дагестане: «Мы – дагестанцы, мы – один народ, и никому не позволим вмешиваться в наши внутренние дела».
В последнее время внимание мировой и российской общественности все чаще привлекают события, происходящие внутри Дагестана и вокруг него.
Общеизвестно, что столь повышенный интерес определяется выгодным геостратегическим положением, которое занимает наша республика на южных рубежах России. Поэтому вполне естественно, что проблемы единства и целостности Дагестана, его государственной суверенности имеют большое значение для целостности Российской Федерации.
Нерушимость границ, внутреннее единство составных частей, неделимость и целостность входящих в состав республики административных единиц – вот целостность Дагестана в моем понимании. А единство – это как исторически сложившаяся неразрывная общность народов Дагестана, имеющих сходство в культуре, быте, обычаях, религии, ментальности и т.д. И еще. Единение означает тесную, родственную связь народов, основанную на общности взглядов, целей и интересов.
Цель и интерес дагестанцев одни – превратить Дагестан в регион благоприятного инвестирования и как главное условие жизни – существенное повышение качества жизни дагестанцев.
Укрепить единство может только внутренняя устойчивость и монолитность дагестанского общества, преодоление раздоров и противоречий, его консолидация вокруг общедагестанской идеи единства и согласия.
Таким образом всегда легче превентивно решать сложные задачи экономического и социально-культурного обустройства, защиты интересов всех и каждого.
Нам надо всегда иметь в виду, что на земле нет больше страны, где более 40 этносов являлись бы одновременно государствообразующими на столь компактной территории общего проживания. Потому Дагестан – уникальное государство, и его многонациональный народ – поистине мировой феномен, и именно поэтому наша власть старается, чтобы каждая народность обладала равными политическими, экономическими и социально-культурными правами вне зависимости от ее численности и территории проживания.
И еще, мне кажется, чтобы подорвать питательные корни сепаратизма, надо обеспечить законное право всех дагестанских народов на равную доступность к производству и распределению экономических благ, выровнять социальные условия и уровень их жизни, обеспечить им равнодоступные условия к управлению государством. Выполняя эту, на мой взгляд, основную функцию государственного управления в республике, власть не на словах, а на деле становится действенным фактором укрепления единства Дагестана.
Ученые заявляют, что экономические интересы республики диктуются не только необходимостью укрепления единства народов Дагестана, но и развитием и укреплением федеративных отношений в рамках многонационального российского государства. Выскажу свое мнение и на этот счет.
Я против призывов к выходу Дагестана из состава России и превращения его в самостоятельное, независимое и тем более исламское государство. Сторонники таких высказываний, конечно же, делают необдуманные, ничем необоснованные попытки убедить дагестанцев, что республика якобы располагает реальным экономическим и духовным потенциалом, эффективное использование которого уже в ближайшее время позволит Дагестану стать экономически независимым и перейти на полное самообеспечение. Фактически это глубокое заблуждение. Сегодня дотационность бюджета превышает 80%. С такими показателями нет каких-либо реальных перспектив на самостоятельный экономический рост в будущем.
Без сомнения, стратегические интересы Дагестана неразрывно связаны с Россией. Только с участием России республика сможет выйти из состояния депрессии, добиться создания самообеспечиваемой экономической системы.
Без России я не представляю и развития духовной культуры Дагестана.
Хочется привести слова незабвенного Дмитрия Лихачева о том, что изоляция от других народов земли гибельна. «Оторванный, изолированный от соседей народ не имеет информации о том, что есть у других, что у них происходит… Изоляция ведет к гибели народа, к гибели нации, к деградации, регрессу и, повторяю, к гибели. Только взаимообогащение, только тесные контакты, только желание знать друг о друге как можно больше, только доверие и доброжелательность могут спасти народ, нацию от застоя, регресса, упадка».
Нам необходимы единение с Россией, культура общения, культура поведения, которая объединяет людей, чтобы между русскими и нами были любовь и взаимопонимание.
Любящие порицать других неспособны к дружбе. «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг», – писал Шота Руставели. «Глаза дружбы редко ошибаются», — сказал Вольтер. А у Н.А. Добролюбова есть такое изречение: «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народностям».
И наконец, патриотизм и интернационализм – две силы, действующие в одном направлении и находящиеся в диалектической связи и взаимообусловленности.
В общем, земля держится на дружбе. «Пожелай соседу два добра, чтобы иметь одно добро для себя».
В последние годы на разных уровнях власти происходит разжигание межнациональной вражды. Нам всем надо осознать, кому сегодня выгодно противостояние всего кавказского и некавказского, русского и нерусского, особенно в преддверии выборов президента страны.
Антидагестанские, антикавказские настроения и полное бездействие самых высоких федеральных чиновников, обязанных реагировать на экстремистские высказывания и разжигание межэтнической вражды. Но ведь все наоборот, некоторые из них сами скрытно или открыто разыгрывают националистическую карту. Манежка, митинг «Хватит кормить Кавказ», который прошел 23 апреля на Чистых Прудах в Москве, случай с Расулом Мирзаевым, переход в «Анжи» футболиста сборной России Юрия Жиркова и проклятья в его адрес тех, кто не считает кавказцев своими соотечественниками и воспринимает их вовсе как врагов, примеры только последних месяцев года текущего.
Национализм в России – карта, которую сейчас разыгрывают по-крупному. Член президиума Ассоциации юристов России Михаил Барщевский задает вопрос известному российскому социологу, президенту фонда «Общественное мнение» Александру Ослову.
– Можно ли сегодня как-то противостоять росту национализма и шовинизма в России?
– Нельзя. Это цивилизационный тренд, и мы, как и во многих других случаях, просто движемся по колее. Есть иллюзия, что Россия существует сама по себе. Но мы живем вместе на этой земле, дышим одним воздухом, и социальная атмосфера тоже общая.
Национализм – проблема, с которой нужно дальше жить и по возможности мирно. Выходом является поиск разумных людей не среди экспертов, а среди тех, с кем можно на эти темы говорить.
– О каких людях вы говорите?
– Во-первых, о неравнодушных к проблеме. Во-вторых, о компетентных, то есть тех, у кого есть мысли по этому поводу, хотя по другим темам может и не быть. В-третьих, о людях продуктивных, которые умеют доходчиво, обоснованно, аргументированно формулировать свои мысли
(«Российская газета», 1 сентября 2011 г.)
И нам, дагестанцам, в это кошмарное время надо заниматься поиском разумных людей, а не удовлетворяться демагогией карьеристов, горе-чиновников и болтунов.
Надо категорически поменять саму философию отношения к штрейкбрехерам – писакам, вездесущим крикунам и бездельникам. Прислушаться к старшему поколению республики. Они, действительно, наш нравственный ресурс, духовный ориентир общества, его совесть. Они должны объединиться в День единства народов Дагестана. Они могут помочь власти регулировать этот вопрос единства. Они подскажут чиновникам, как понимать друг друга, уважать друг друга, любить друг друга. Есть общность людей, говорящих на русском языке, объединившем дагестанцев. Есть у нас неписаный закон: перед масштабной угрозой объединяться, сплотить усилия нашего народа, направленные к стремлению видеть Дагестан благополучным.
Надо объединяться, чтобы покончить с коррупцией, убийствами, взрывами, терроризмом, провокациями, информационным шумом – вот наши враги.
В День единства каждому из нас надо клятвенно перед своей совестью и богом обещать самому себе восстановить в себе высокое нравственное предназначение. Мысленно обращаться к великому опыту и энергии предков. Задуматься о том, с чем ты уйдешь в мир иной.
«Не вдаваясь в подробности научных интерпретаций, можно констатировать, что, по данным классической генетики и по данным молекулярной генетики (ДНК-анализа), коренные народы Дагестана имеют схожие генетические портреты и позицируются единым кластером, т.е. располагаются как листочки одной ветки на общем генеалогическом древе народов мира». (Магомед Раджабов – зав. лабораторией этногеномики, доцент ДГУ).
Как видите, сам Аллах создал нас, дагестанцев, единым народом. С праздником!