В мире существует более 200 видов лошадей, из них 50 разводят в России. В Дагестане же в основном преобладает горная порода лошадей, ахалтекинская и английская.
К сожалению, этим животным сегодня не уделяется должного внимания, так же как и конному спорту – спорту благородному, действительно присущему дагестанским мужчинам. А ведь когда-то здесь проводились зональные скачки, соревнования, двоеборье между республиками Северного Кавказа. Махачкалинский ипподром, который в данный момент не функционирует, являлся ведущим ипподромом на Северном Кавказе. Пиком его рассвета были
70-90-е годы прошлого века.
В настоящее время на его территории находится здание конного клуба «Джигит». Построено оно в 2000 году силами определенного количества учредителей, объединенных одной благородной целью – развивать культуру конного спорта и конных занятий в республике.
Комплекс строился поэтапно по причине нехватки финансирования и состоит из центрального здания – конюшни, манежа, в котором работают лошади и левад (загон для выгула).
Управляет конно-спортивным клубом Айшат Алиева – зоотехник-селекционер, влюбленная в свое дело, в это благородное животное, посвятившая его изучению и разведению всю свою жизнь. Родилась она в Махачкале. Отец ее был директором городского лесхоза, мать – врачом. К ее увлечению, вернее, делу жизни, родители отношения не имели, но всегда поддерживали дочь. Окончив школу, Айшат поступает в сельскохозяйственный техникум. В 90-х годах она вместе с единомышленниками покупает первых лошадей и, как признается «пошло-поехало!».
– Что представляет собой сегодня клуб «Джигит»? – интересуюсь у нее.
– Работа клуба сегодня направлена на занятия с посетителями. Мы всегда открыты для всех желающих. У нас проводятся экскурсии, групповые и индувидуальные занятия – как для детей, так и для взрослых. В группах занимаются по 6 человек, все они обучаются езде на лошади, конкуру (классический вид конного спорта). Лошади сдаются в аренду.
Многие родители приводят к нам детей, у которых имеются психологические проблемы, очень много детей с ДЦП (детский церебральный паралич), детей, которые скованны в обществе. Лошади способны лечить детей, от которых отказались медики, к примеру, болезнь ДЦП до сих пор полностью не изучена – ее лечат в основном лошади (иппотерапия).
– Что дает людям общение с лошадьми и каким образом они способствуют решению имеющихся проблем со здоровьем?
– Контакт с животным идет на биологическом уровне, температура тела лошади 37-38 градусов. Когда ребенок сидит на ней больше 7 минут, мускулатура у него начинает раскрепощаться и приобретает определенный тонус. За счет этого создается лечебный эффект. Здоровые же дети укрепляют свой мышечный корсет, позвоночник. Верховая езда задействует все группы мышц, даже те, которые атрофированы, начинают работать. И вообще общение с лошадьми – это просто позитив. Они дают психологическую релаксацию, подойдя к ней, положа руку ей на шею, можно сразу оставить все свои печали и моментально переключиться.
– В далеком прошлом работа ипподрома была хорошо налажена, там устраивались скачки, соревнования. На каком уровне сегодня находится конное хозяйство в Дагестане? Возможно ли возрождение конного спорта?
– Конное дело – это часть человеческой культуры, к сожалению, сегодня оно переживает не лучшие времена. Допустим, если рассматривать его как племенное дело, то за счет частных хозяйств оно находится на хорошем уровне. Говоря о скаковых испытаниях, скачках, наши конники тоже на высоте, причем без всякой государственной поддержки. Я знаю, что существует государственная программа по поддержке племенных хозяйств, у нас в республике она не действует. Многие хозяйства действительно остро нуждаются в поддержке, это те, которые могли бы и честь республики отстоять, и достойных лошадей вывезти и показать.
Конный спорт в Дагестане пока никак не развивается, если сегодня и проводятся скачки, то только между двумя селами в горных районах. Здесь, конечно, ни о каком спорте не может быть и речи, все делается без каких-либо правил, на спор (смеется).
Вот если бы ему придавали такое же значение, как футболу, я уверена, о нас бы заговорили по-другому.
– Айшат, я знаю, что вы занимаетесь разведением и подготовкой лошадей ахалтекинской породы. Насколько это дело окупаемо?
– Спортивные лошади стоят очень дорого, от 200 тысяч евро – это обученные, объезженные животные. Мы поставили перед собой задачу выращивать их самим. Занятие это кропотливое, требующее терпения. Лошадь носит жеребенка 11 месяцев, а после его рождения требуется как минимум два года, чтобы его вырастить, воспитать. В спорт лошади попадают после четырех лет. В итоге уходит пять лет, чтобы вырастить одного коня. Это очень затратное дело. Корма, сено… Содержание лошадей стоит немалых денег.
Конюшня рассчитана на 20 голов, но обитает в ней около 10 лошадей, в основном представителей ахалтекинской породы.
– Чем отличаются табунные лошади от прирученных?
– У нас лошади спортивные, денникового содержания (денник – конюшня), из которого их выводят только на тренировку и прогулку. Табунные же лошади больше времени проводят под открытым небом. Это большой плюс, так как у таких лошадей крепкая мускулатура.
К нашему разговору присоединяется тренер по верховой езде Алла Грицунник.
– Я люблю лошадей, которые выращены не в табуне, а в домашних условиях. Они более ухожены, легко идут на контакт, не нужно их, как говорят конники, переламывать. Как раз у Айшат Алиевны я и нашла то место, где лошади рождались, выращивались и отсюда же передавались новому хозяину.
Алла Вячеславовна Грицунник профессии тренера посвятила 20 лет, она является мастером спорта России по конкуру, имеет множество наград и регалий. Являясь жительницей Москвы, она периодически приезжает в Дагестан на работу по приглашению дирекции клуба.
– Алла, а много желающих обучаться в вашем клубе верховой езде и сколько времени для этого требуется?
– Желающих огромное количество, думаю, их было бы еще больше, но, к сожалению, не все еще знают, что ипподром не функционирует, а клуб еще работает.
С закрытием ипподрома людей стало приходить меньше. Рекламу мы не даем, и к нам приходят именно «друзья друзей» (смеется).
Что касается времени на обучение, то, как говорится, нет предела совершенству. Даже самые именитые всадники утверждают: чем больше всадник совершенствуется, тем больше у него работы над собой. А так, скакать свободно на лошади без страха можно научиться за 3 месяца.
– А как можно побороть в себе этот страх? Работают ли в этом случае с «всадниками» психологи?
– Мы, тренеры, являемся своего рода и психологами тоже. Лошадь – очень чувствительное животное, хорошо реагирует на запах, интонацию голоса, может сразу понять, опытный всадник ее оседлал или же новичок. Это далеко не глупые животные. И иной раз с ними бывает гораздо легче, нежели с людьми!
Алла Вячеславовна приглашает меня на экскурсию по клубу. Лошади здесь повсюду. Во дворе, в денниках, одни безмятежно греются на солнце, другие находятся в конюшнях, третьи «работают» в манеже. Красивые, статные, с шелковистой переливающейся на солнце гривой, с легкой грустинкой в глазах. Откликнувшись на призыв тренера войти в манеж, я подошла к дверям, но, увидев вблизи этих сказочно красивых великанов – испугалась, попятилась назад, и никакие уговоры Аллы не помогли побороть мой страх. Отчаявшись «затащить» меня к лошадям, она повела меня к арене, откуда, наблюдая за лошадьми, мы и продолжили разговор.
– У нас представлены только три вида лошадей, – говорит она, – а также пони, выведенные в Шотландии, не как верховая порода, а в помощь тем, кто работал на рудниках. Здесь на них учатся ездить дети. Донская порода лошадей, она немного грубая, была выведена и под телегу, и под то, чтобы на ней с шашкой в руке могли скакать бойцы нашей Красной Армии. И ахалтекинская порода – она завезена из Туркмении и хорошо подходит как для спорта, так и для работы, как у нас говорят, «и под воду и под воеводу!» (смеется). Ахалтекинцы быстро восстанавливаются, не капризные, неприхотливые.
В денниках находятся жеребцы, у них, как и у всех мужчин, вечная борьба за противоположный пол, поэтому мы их держим отдельно.
– Всегда ли можно положиться на лошадей, в каких случаях они могут вести себя агрессивно?
– Лошадь меняет свой характер в зависимости от человека, который находится рядом. Если ее обидеть, конечно, она станет пугливой, и может проявлять агрессию. А вообще по своей сути лошади – животные очень ласковые, агрессию проявляют только тогда, когда защищаются. Травоядные сначала убегут, а после посмотрят, кто их обижает. При добром, ласковом отношении лошадь никогда не нападет.
Наблюдая за тем, как ловко Алла Вячеславовна справляется с лошадьми, удивляешься, сколько же мужества в характере этой хрупкой женщины, и какая сила заставляет этих животных идти у нее на поводу?
– Это надо с ними всю жизнь провести, – говорит она, – чтобы понять их. Работа с лошадьми – это как болезнь, в хорошем смысле этого слова. Быть может, во мне они увидели родственную душу?
Действительно, может правду говорят, что не человек находит дело, а дело – человека? Это и называется призванием. Руководитель клуба Айшат Алиева надеется, что руководство республики поддержит их идею открыть на базе клуба республиканскую конно-спортивную школу, поднять ее на новый уровень, тогда и молодежь приобщится к конному делу и впишет еще не одну страницу в славную историю дагестанского спорта.