В нем приняли участие член Общественной палаты Алик Абдулгамидов, член Центризбиркома РД Кисматулла Алимагомедов, эксперт Общественной палаты, руководитель Центра защиты прав СМИ Саида Султанова и журналисты.
Со вступительным словом к собравшимся обратился Алик Абдулгамидов. Он отметил, что тема публичности избирательной кампании в СМИ, с его точки зрения, в нашей республике, где выборы стали излюбленной забавой для некоторых чиновников, сегодня очень актуальна.
Если говорить о свободных, демократичных выборах, то без участия журналистов они не могут быть признаны свободными, так как СМИ как инструмент общественного контроля должны способствовать сведению к минимуму всяких подтасовок, нарушений и разного рода недоразумений, что у нас в последние 10-15 лет часто происходит в ходе избирательных кампаний.
Проблема заключается чаще всего в том, что журналисты далеко не всегда знают свои обязанности и права, и в связи с незнанием элементарных правил возникают конфликты, которые часто имеют серьезную судебную перспективу. К примеру, в вопросе: «Вправе ли редакция редактировать материалы какой-либо партии?» Что делать в том случае, если в этих материалах содержатся призывы к межнациональной розни, лозунги, способные сотрясти общественно-политическую обстановку в республике?
В ходе дальнейшей встречи журналистам были даны ответы на эти и многие другие вопросы.
С информацией об особенностях законодательного регулирования работы СМИ в период избирательной кампании выступила Саида Султанова, которая сообщила, что информационное обеспечение избирательной кампании происходит с момента, когда официально опубликовано решение о назначении выборов и завершается не в день голосования, а тогда, когда избирательная комиссия представляет отчет о расходовании средств федерального бюджета.
Информационное обеспечение состоит из двух пунктов. Первое – это информирование избирателей о предвыборной агитации. Информирование избирателей происходит в форме сообщения, которое публикуется определенным информационным блоком. Журналисты здесь не имеют права включать в данный блок свои комментарии, но если таковые имеются, то можно комментировать сообщение за его пределами. Что касается содержания информационных материалов, то недопустимо, чтобы в них давалось предпочтение какому-либо кандидату.
Одной из форм информирования избирателей является и опубликование опросов общественного мнения.
Агитация в СМИ начинается за 28 дней и заканчивается за сутки до голосования.
О типичных ошибках журналистов при освещении выборов в Государственную Думу РФ рассказал Кисматулла Алимагомедов. Необходимо разграничивать понятия «предвыборная агитация» и «информирование». Конституционный суд РФ установил, в каких случаях предвыборная агитация будет считаться таковой в смысле п. 2 ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить эти два понятия, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели – склонить избирателей в определенную сторону или, напротив, противодействие конкретному кандидату, что является основанием для привлечения к ответственности за нарушение закона.