В рамках театральной науки

Заместитель директора ИЯЛИ ДНЦ РАН Амирбек Магомедов, поблагодарив директора музея театра «История театров» Маймусат Коркмасову за развернутую в фойе Института экспозицию, заметил, что небольшой зал собрал не просто поклонников таланта, а продолжателей его дела.
Среди трудов театрального критика Гулизар Султановой и книга о Гамиде Рустамове, на правах биографа которого научный сотрудник ИЯЛИ представила доклад о жизни и деятельности патриарха дагестанской театральной режиссуры. Среди постановок, осуществленных Гамидом Алиевичем, и четырнадцать собственных пьес, первая из которых была написана в 1932 году и рассказывала о сельской жизни в эпоху коллективизации. А водевиль «Под деревом» – среди постановок Г. Рустамова, представленных и оцененных даже московским зрителем. На зарубежной классике в постановке дагестанского режиссера подробнее остановилась директор Дагестанского театра кукол Аминат Яхьяева, которой тоже посчастливилось получить несколько уроков от одного из первых дагестанцев–выпускников режиссерского факультета ГИТИСа.
Несколько бесед о театре успел провести с мэтром дагестанской драматургии и художественный руководитель Русского драматического театра имени М. Горького Скандарбек Тулпаров.
– Я его познал через его учеников, — признался он. – Артисты много рассказывали о нем, как он работал. Он говорил на понятном актерам языке, чтобы донести ту или иную роль, идею спектакля.
– Многогранный талант Гамида Алиевича принадлежал не только Кумыкскому театру, — вторили им коллеги, ставшие профессионалами под наставничеством Гамида Рустамова: декан факультета культуры ДГУ Ислам Казиев и художественный руководитель Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы Хайбула Абдулгапуров.
Первые шаги на театральной сцене сделал под руководством Рустамова и режиссер Аслан Магомедов.
– Гамид Алиевич никогда не повышал голоса на актера, но требовал полной концентрации, – вспоминал Аслан Садыкович. – И независимо, занят актер в спектакле или нет, он должен был присутствовать на всех репетициях.
«Режиссер должен обладать душой поэта и волей капрала» — определение кинодеятеля Анджея Вайды будто списано с дагестанского режиссера, придерживавшегося законов Станиславского и Немировича-Данченко. С его театральной деятельностью неразрывно связаны имена Б. Мурадовой, А. Курумова, А. Курбанова и других актеров, чья роль в становлении дагестанских театров неоспорима.
Еще раз подчеркнув фантастическое желание и умение Рустамова работать, председатель фонда им. Д. Коркмасова Гусейн Адилов обратил внимание на пассивность Министерства культуры и Союза писателей в просветительской деятельности.
Юбилей Гамида Рустамова стал предлогом сравнительного анализа современной сценической культуры Дагестана. Непочатый край исследовательской работы и у литературоведов. Кроме пьес, драматург оставил автобиографические книги «Театральные россыпи» и «О моем театре».
Замечания и предложения, сделанные на научной сессии докторами филологических наук Абдулкадыром Абдулатиповым, Абдулхакимом Аджиевым, Камалом Абуковым и кандидатом философских наук Сабиром Гейбатовым реализуются в процессе подготовки иллюстрированного издания с архивными документами и воспоминаниями.
– Первая стадия к сохранению и распространению материалов – это их оцифрование, – Амирбек Джалилович предложил Маймусат Арсланалиевне подготовить для компьютерной обработки список самых ярких материалов из фондов музея.
Скульптурное воплощение выдающего театрального деятеля, с которого стряхнула забвение своим ярким выступлением сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН Лейла Гейбатова, в юбилейный для драматурга год тоже найдет достойное место. Бронзовый бюст работы скульптора Гейбата Гейбатова предложено поставить в фойе Кумыкского театра, хотя вклад в развитие национальной культуры, внесенный Гамидом Рустамовым, позволяет памятнику стоять в месте, обозримом не только посетителями театров.
Восстанавливаются постановки, осуществленные председателем Дагестанского отделения Всесоюзного театрального общества, лауреатом республиканской премии им. А. П. Салаватова и премии им. Г. Цадасы, народным артистом РСФСР Гамидом Рустамовым в прошлом веке. Жизнь дагестанского театрального режиссера, прожитая как хорошо сыгранная пьеса, впрочем, тоже могла бы стать драматургическим произведением.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Благотворительный велопробег в честь Дня Победы пройдёт в Махачкале

10 мая в Махачкале состоится благотворительный велопробег, посвященный 80-летию Великой Победы. Старт запланирован на 7:30 с площади им. Ленина,...

Махачкала отметит День Победы конными скачками, спортивными состязаниями и концертом

8 мая в конно-спортивном комплексе «Зебра» (ул. Ремесленная, 45/1) состоится масштабный фестиваль, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Матч легенд футбола украсил финал Школьной лиги в Дагестане

После финала республиканских соревнований по футболу «Школьная футбольная лига» в Махачкале проходит товарищеский матч между сборной ветеранов СССР и...

Собственник обязался за свой счет демонтировать незаконно построенный объект в Махачкале

Сотрудники отдела координации капитального строительства столичной администрации провели беседу с собственником объекта, незаконно возведенного на проспекте Гамидова в Махачкале....
spot_imgspot_img

В столице Дагестана локализован пожар на площади 300 квадратных метров

В Махачкале локализован пожар на крыше четырехэтажного дома по улице Манташева, 58. Площадь возгорания составила порядка 300 квадратных метров. Как...

Задержан второй обвиняемый по делу о гибели туристки в Сулакском каньоне

Правоохранительными органами задержан второй подозреваемый по делу о гибели в Сулакском каньоне 32-летней туристки из Ярославской области – это...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам