Заместитель директора ИЯЛИ ДНЦ РАН Амирбек Магомедов, поблагодарив директора музея театра «История театров» Маймусат Коркмасову за развернутую в фойе Института экспозицию, заметил, что небольшой зал собрал не просто поклонников таланта, а продолжателей его дела.
Среди трудов театрального критика Гулизар Султановой и книга о Гамиде Рустамове, на правах биографа которого научный сотрудник ИЯЛИ представила доклад о жизни и деятельности патриарха дагестанской театральной режиссуры. Среди постановок, осуществленных Гамидом Алиевичем, и четырнадцать собственных пьес, первая из которых была написана в 1932 году и рассказывала о сельской жизни в эпоху коллективизации. А водевиль «Под деревом» – среди постановок Г. Рустамова, представленных и оцененных даже московским зрителем. На зарубежной классике в постановке дагестанского режиссера подробнее остановилась директор Дагестанского театра кукол Аминат Яхьяева, которой тоже посчастливилось получить несколько уроков от одного из первых дагестанцев–выпускников режиссерского факультета ГИТИСа.
Несколько бесед о театре успел провести с мэтром дагестанской драматургии и художественный руководитель Русского драматического театра имени М. Горького Скандарбек Тулпаров.
– Я его познал через его учеников, — признался он. – Артисты много рассказывали о нем, как он работал. Он говорил на понятном актерам языке, чтобы донести ту или иную роль, идею спектакля.
– Многогранный талант Гамида Алиевича принадлежал не только Кумыкскому театру, — вторили им коллеги, ставшие профессионалами под наставничеством Гамида Рустамова: декан факультета культуры ДГУ Ислам Казиев и художественный руководитель Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы Хайбула Абдулгапуров.
Первые шаги на театральной сцене сделал под руководством Рустамова и режиссер Аслан Магомедов.
– Гамид Алиевич никогда не повышал голоса на актера, но требовал полной концентрации, – вспоминал Аслан Садыкович. – И независимо, занят актер в спектакле или нет, он должен был присутствовать на всех репетициях.
«Режиссер должен обладать душой поэта и волей капрала» — определение кинодеятеля Анджея Вайды будто списано с дагестанского режиссера, придерживавшегося законов Станиславского и Немировича-Данченко. С его театральной деятельностью неразрывно связаны имена Б. Мурадовой, А. Курумова, А. Курбанова и других актеров, чья роль в становлении дагестанских театров неоспорима.
Еще раз подчеркнув фантастическое желание и умение Рустамова работать, председатель фонда им. Д. Коркмасова Гусейн Адилов обратил внимание на пассивность Министерства культуры и Союза писателей в просветительской деятельности.
Юбилей Гамида Рустамова стал предлогом сравнительного анализа современной сценической культуры Дагестана. Непочатый край исследовательской работы и у литературоведов. Кроме пьес, драматург оставил автобиографические книги «Театральные россыпи» и «О моем театре».
Замечания и предложения, сделанные на научной сессии докторами филологических наук Абдулкадыром Абдулатиповым, Абдулхакимом Аджиевым, Камалом Абуковым и кандидатом философских наук Сабиром Гейбатовым реализуются в процессе подготовки иллюстрированного издания с архивными документами и воспоминаниями.
– Первая стадия к сохранению и распространению материалов – это их оцифрование, – Амирбек Джалилович предложил Маймусат Арсланалиевне подготовить для компьютерной обработки список самых ярких материалов из фондов музея.
Скульптурное воплощение выдающего театрального деятеля, с которого стряхнула забвение своим ярким выступлением сотрудник ИЯЛИ ДНЦ РАН Лейла Гейбатова, в юбилейный для драматурга год тоже найдет достойное место. Бронзовый бюст работы скульптора Гейбата Гейбатова предложено поставить в фойе Кумыкского театра, хотя вклад в развитие национальной культуры, внесенный Гамидом Рустамовым, позволяет памятнику стоять в месте, обозримом не только посетителями театров.
Восстанавливаются постановки, осуществленные председателем Дагестанского отделения Всесоюзного театрального общества, лауреатом республиканской премии им. А. П. Салаватова и премии им. Г. Цадасы, народным артистом РСФСР Гамидом Рустамовым в прошлом веке. Жизнь дагестанского театрального режиссера, прожитая как хорошо сыгранная пьеса, впрочем, тоже могла бы стать драматургическим произведением.