Из страны восходящего солнца

При немалом содействии Управления Правительства РД по делам архивов мне все же удалось поговорить с японским историком Норихиро Наганава, который при знакомстве представился как просто Нори.
– Нори, для начала я спрошу у Вас о двух вещах, которые меня интересуют больше всего: предыстория Вашего приезда в Дагестан и откуда у Вас такой прекрасный русский язык?
– В 1995 году я поступил в Токийский государственный университет. Тогда, в постперестроечное время, у нас был большой интерес к тому, что происходит в постсоветском пространстве. Так я заинтересовался Россией, поэтому и начал изучать русский язык. Еще до поступления в университет у нас была очень хорошая программа «Шелковый путь», которая мне очень нравилась, из-за чего у меня и появился интерес к исламу. В университете я стал специализироваться на изучении ислама в России. В то время у нас не было сведений по Кавказу, а по татарам были. Поэтому я начал изучение ислама в Поволжье и Приуралье. В 1999 году я поступил в аспирантуру Токийского университета, в 2001-м – в докторантуру, и в этом же году начал стажироваться в Казанском государственном университете. Сейчас он как-то по-другому называется: Приволжский федеральный университет, по-моему. Там я работал два года и за это время выучил язык. После этого переехал в Уфу, затем в Оренбург. В 2007 году защитился и с этого же года начал работать в Центре славянских исследований при Университете Хоккайдо.
– Вы родом из Токио?
– Нет. Я с острова Сикоку. Префектура Токушима, расположенная на восточном побережье острова.
– Вы были в других республиках Северного Кавказа? Или целенаправленно приехали именно в Дагестан?
– Нет, я не был в других республиках. Я впервые на Северном Кавказе и приехал изучать развитие ислама в Дагестане.
– Почему именно к нам? У нас он как-то по-особенному развивается?
– Я скажу, да. Как раз я занимаюсь проблематикой по хаджу. То, что среди всех регионов России Дагестан – лидер по квотам на хадж – это очень интересно. Я собирался заняться изучением современной ситуации, но так как я и по образованию, и в душе историк, я начал копаться в архиве.
– В Чечне эти процессы проходят не менее своеобразно. Почему Ваш выбор не пал на Чечню?
– О! Чечня – это, конечно, интересно, но ездить туда нельзя (смеется). Объективные обстоятельства не позволяют.
– Но я так понимаю, Чечня – интересна, но Дагестан интересней?
– Да (смеется). И к тому же Дагестан более открыт для иностранных специалистов, тут легче работать.
– Вы сказали, что, как историка, Вас интересует еще одна тема, помимо хаджа.
– Да. Я изучаю развитие ислама в Дагестане, начиная с имперского периода – второй половины ХIХ и начала ХХ века, включая советский период и по сегодняшний день. Меня интересуют взаимоотношения духовных лидеров Дагестана и местных властителей с российскими властями, как они налаживали контакт, механизм переговоров и договора. Я сделал для себя вывод, что Российская империя была такой огромной, потому что она умела вести переговоры с теми, с кем воевала. Поволжье было присоединено к России в ХVI веке, поэтому ислам, взаимоотношения татарского и башкирского духовенства с правителями царской России были иными. Поэтому сравнивать те знания, которые у меня уже есть, с тем, что я сейчас изучаю о Дагестане, – это очень интересно.
– Вы нашли в архиве то, что Вас интересовало?
– Конечно. Очень много информации. Поэтому, я думаю, что смогу и дальше изучать и развивать эту тему.
– Многие (и некоторые жители России в том числе) думают, что мы – соседи Пакистана с Афганистаном. Насколько Дагестан известен в Японии как субъект Российской Федерации?
– Хоть мы и соседи, Россия для нас – очень далекая страна в силу своей протяженности. Пока у нас очень низкий интерес и вообще уровень знаний о Северном Кавказе. Мы знаем только то, что слышим о вашем регионе в новостях: война, теракты и другие неприятные вещи. К сожалению, это так. Но в вашей республике есть некий механизм, который стабилизирует обстановку, возможно, фактор поликонфессиональнальности и многонациональности.
– Вы уже неделю здесь. Напряженность ощущаете?
– Знаете, нет. Мне очень приятно здесь находиться. Я работаю с моим куратором — профессором Магомед-Расулом Ибрагимовым. Он заместитель директора Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Он для меня налаживает различные связи и общение с интересными людьми. Жалко, что я приехал всего на две недели. До приезда сюда неделю я был в Казани.
– Еще планируете приехать?
– О! Конечно! Мне бы очень хотелось. Все зависит от начальства. То, что меня отпустили с работы на три недели – это великое чудо! (смеется). Если получится, я приеду летом. Очень хочу посмотреть горные районы Дагестана. Как историк-востоковед я бы хотел тут изучать арабский язык.
– Понятно, что синтоизм и другие восточные религии – это нечто совершенно иное, нежели ислам или христианство. Это больше философия, чем религия в нашем классическом понимании. И все же: японцы – религиозные люди?
– Япония исторически долгое время находилась в изоляции, поэтому у японцев нет страха экспансии со стороны других религий, как, допустим в Европе. Мы ровно относимся к религиозным темам и равнодушны ко всем религиям. А религиозны ли мы…да, но у нас это больше мировоззренческое понятие, если не говорить о религиозных обрядах погребения и т.д. Вот, допустим, у вас принято совершать зиярат. Японцы тоже ходят в храм. Если Вы приедете в Японию, то можете увидеть большую толпу верующих в храме и подумаете, какие же все-таки японцы религиозные люди. На самом деле, у нас это больше привычка, дань традициям или предкам.
– Когда собирались в Дагестан, наверно, у Вас были готовы какие-то стереотипы, что-то ожидали или не ожидали увидеть. Так что Вас тут приятно или неприятно удивило? Может, повергло в шок?
– (Смеется) Дорога. Никто не соблюдает правил! Словно их и не существует! (смеется). Я часто бываю в России и, конечно, знаю, что в России не любят соблюдать правила на дороге. Но в Дагестане…(смеется). Я беседовал с одним человеком. Он сказал, что национальный характер дагестанцев так устроен, что они даже не смотрят на светофор (смеется). Когда я ехал сюда, у меня был стереотип о вашей гостеприимности. Но это оказалось на самом деле так (смеется). Допустим, я сижу в кафе, и совершенно незнакомый мне человек подходит, угощает меня чаем, кофе (смеется). Очень приятно бывает.
– Нори, сейчас я буду задавать Вам классические, самые «оригинальные» вопросы: понравилась ли Вам наша кухня и красивые ли у нас девушки?
– Кухня, конечно, несравнимо отличается от японской (смеется). Очень вкусно. Мне очень понравилась. И хинкал я тоже ел.
– В Японии вообще есть рестораны с кавказской кухней?
– Нет, в этом плане у нас все достаточно однообразно. Из азиатских есть вьетнамские и тайские рестораны, а из европейских – французские, итальянские.
– Кухня понравилась. Как Вам девушки?
– Раньше, когда я жил в Поволжье и на Урале, я думал, что татарки – самые красивые. Но, оказывается, нет (смеется). Я хожу, прогуливаюсь по улице: очень красивые девушки.
– Значит, мы красивее татарок?!
– Да, да, да (смеется). После того, как я видел татарок, девушки из Москвы и Петербурга на меня никакого впечатления не произвели. Поэтому я думал, что красивее татарок никого нет.
-– До нашей республики тоже добралась мода на восточное, в частности, японское: статуэтки, предметы интерьера, вазы, сувениры, посуда. И у многих могут быть стереотипы, что Япония – это самураи, девушки в кимоно под тенью цветущей сакуры. Насколько все это имеет место в современной Японии?
– Дело в том, что люди воспринимают Японию или как страну самураев, или как страну автомобилей, компьютеров и самой передовой электроники. Но нет усредненного представления, как реально живут в Японии. Японцы живут по принципу практичности и рациональности. Например, девушки не носят кимоно, потому что в современных условиях и ритме жизни это просто не удобно. Ради практичности мы принимаем даже то, что чуждо нашей традиционной культуре.
– Я слышала, что из-за нехватки территории в Японии очень маленькие квартиры.
– Да, это действительно так. У меня квартира как тюрьма (смеется).
– На Западе люди любят своих монархов как некий элемент культуры или национальное достояние. Как японцы относятся к императорской семье?
– Думаю, это похоже на то, что существует в той же Великобритании, Нидерландах или других европейских государствах. Но я вижу во всем этом некое противоречие: мы, допустим, должны уважать членов императорской семьи и относиться к ним с каким-то особенным почтением. Но, с другой стороны, члены современных монарших семей стремятся быть ближе к народу, их образ жизни во многом мало чем отличается от образа жизни подданных. И чем больше они стремятся к этому, тем с меньшим пиететом к ним относится народ, и императорская семья опускается в глазах людей на ступеньку ниже. Думаю, везде это так. Но другого выбора модели поведения у монархов в демократических странах нет.
– То есть японцы тоже интересуются тем, кто из императорской семьи женится, болеет и так далее?
– Конечно! Интерес к событиям в императорской семье – это как чтение желтой прессы и глянцевых журналов (смеется).
– Завершая нашу беседу, разрешите снова перейти к моим «желтым» вопросам?
– Конечно, конечно (смеется).
– Раньше японскую марку автомобиля называли «Мицубиси». В последнее время я замечаю, что называют «Мицубиши». В какой-то из передач я узнала, что это все потому, что в японском языке «с» и «ш» – это один звук, поэтому правильны оба варианта. Теперь я спрашиваю вас: так «Мицубиси» или «Мицубиши»?
– (Смеется). Да, это действительно так. Правильно и так, и так.
– Я вижу у вас кольцо. Вы женаты?
– Да. К сожалению, в апреле прошлого года я поставил в холостяцкой жизни точку (смеется).
– Но почему «к сожалению»?!
– Как говорят в России, хорошую вещь не называют браком (смеется).
– А супруга историк?
– Она специалист по международным отношениям и сейчас стажируется в Оксфорде.
– Нори, спасибо Вам за то, что отложили свои архивные поиски и согласились уделить мне время. Было приятно с Вами беседовать. Привет Японии и приезжайте в следующий раз с женой.
– Спасибо и Вам. Приедем обязательно! 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам