Первым маршалом инженерных войск Вооруженных сил Советского Союза был наш земляк Михаил Петрович Воробьев. Детство этого выдающегося военачальника проходило в Дагестане. Он родился 29 декабря 1896 года в семье линейного рабочего-связиста в слободе Хасавюрт. В 1906 году семья Воробьевых переезжает в город Владикавказ, где Михаил учится в церковно-приходской школе, а затем в реальном училище. Многодетная семья Воробьевых в те годы испытывала материальные трудности. И поэтому с 15 лет Михаилу пришлось подрабатывать.
В 1914 году, по окончании реального училища, Михаил поступил в Петербургский горный институт. И здесь учебу пришлось сочетать с работой сначала в частных домах, а затем на жестяной фабрике и трубном заводе. В 1916 году он вечерами работал в Красном Кресте, в правлении Терского землячества.
По окончании 2-го курса Горного института Михаил был призван в армию и направлен рядовым во 2-й запасной батальон в город Царицын (ныне г. Волгоград). В марте 1917 года после окончания Оренбургской школы прапорщиков Михаил Петрович, будучи командиром взвода, а затем роты, участвовал в боях на Румынском фронте. Солдаты уважали Михаила Петровича за его демократические взгляды. Поэтому не случайно Воробьева после Февральской буржуазно-демократической революции избрали председателем ротного, а затем полкового комитета 269-го пехотного полка.
Вернувшись с фронта, Михаил Петрович работал в отрядах самообороны во Владикавказе, с марта по сентябрь 1918 года был активным участником революционных событий на Северном Кавказе. В составе
1-го Владикавказского отряда сражался против контрреволюционных войск Корнилова и Деникина. Но вскоре его направили на работу в Данию в качестве секретаря советского представительства в этой стране.
В апреле 1919 г. по возвращении Михаил Петрович получил назначение в дорожно-мостовую роту 13-й стрелковой дивизии Южного фронта: так начиналась служба Михаила Петровича в инженерных войсках, которой он посвятил всю свою жизнь. Затем Воробьева назначают инженером 3-й бригады и дивизионным инженером 33-й Кубанской стрелковой дивизии, в составе которых он мужественно воевал на Южном, Западном и Кавказском фронтах против белогвардейцев и иностранных интервентов.
С 1924 по 1929 годы Михаил Петрович успешно учился на фортификационно-строительном (инженерном) факультете Ленинградской военно-технической академии им.
Ф.Э. Дзержинского. Его курсовая работа, посвященная проблемам обороны Севастополя со стороны моря, получила отличную оценку и в Ленинградской военно-технической академии, и на Черноморском флоте. Как наиболее способного выпускника, одаренного специалиста, имеющего опыт службы в войсках, руководство академии в мае
1929 года зачислило его в адъюнкты.
В адъюнктуре Михаил Воробьев занимался разработкой наиболее надежных инженерных противотанковых средств и эффективных методов их применения в условиях высокоманевренных боев и операций современной войны. На основе своей диссертации он в 1931 году опубликовал брошюру «Служба заграждений», а в 1932 году — книгу под названием «Заграждения». В предисловии к этой книге начальник академии, известный советский военный деятель
А.И. Седякин отмечал актуальность освещаемой темы, правильность решения рассматриваемой проблемы, ее конкретность, современность и соответствие уровню боевых требований и возможностей Красной Армии и рекомендовал труд для подготовки начсостава всех родов войск в частях и вузах. Научные труды М.П. Воробьева, как и работы Д.М. Карбышева, явились важнейшими учебными пособиями по заграждениям для всего командного состава Красной Армии в течение
30-х годов XX в. Основные идеи и мысли М.П. Воробьева были широко использованы в ходе Великой Отечественной войны. Некоторые идеи книги «Заграждения» актуальны и в современных условиях.
М.П. Воробьев научную работу умело сочетал с педагогической. В марте 1932 года его назначают преподавателем Военно-технической академии, вскоре начальником факультета инженерного вооружения Военно-инженерной академии в Москве, готовившего высококвалифицированных инженеров-механиков для инженерных войск.
Под его руководством на факультете была развернута большая научная работа, в частности в деле разработки новейших средств инженерной техники. С сентября 1935 года его, как высококвалифицированного командира, инженера с большим научным, боевым и практическим опытом, назначили начальником и военкомом командного факультета Военно-технической академии имени Ф.Э. Дзержинского.
В январе 1936 года ему присвоили ученое звание доцента, а через месяц досрочно очередное воинское звание военинженера I ранга. С конца июля
1936 года он работает начальником Ленинградского военно-инженерного училища, где под его руководством коренным образом был перестроен весь учебный процесс в соответствии с новыми требованиями подготовки военно-инженерных кадров. В результате чего вскоре училище стало лучшим учебным заведением Ленинградского гарнизона, а самому М.П. Воробьеву было присвоено звание комбрига.
В июле 1940 года он уже генерал-майор инженерных войск и в конце этого же месяца назначается генерал-инспектором инженерных войск Красной Армии.
В суровые годы Великой Отечественной войны М.П. Воробьев показал себя крупнейшим организатором военно-инженерного дела. В первые же дни войны он был назначен начальником инженерного управления Западного фронта, находившегося на главном направлении действий немецко-фашистских войск. Идеи и принципы применения заграждений, выработанные М.П. Воробьевым, в условиях войны получили боевую проверку. В тяжелых условиях начального периода Великой Отечественной войны мероприятия по инженерному отводу советских войск, разработанные нашим земляком, были изложены в директивном письме военного совета Западного фронта от 18 июля 1941 года.
В ходе войны была разработана теория изменения заграждений и осуществлено на практике создание их в невиданных ранее масштабах перед фронтом, в глубине своей обороны и в тылу противника.
Наряду с устройством заграждений выполнялись грандиозные работы по укреплению оборонительных рубежей и приспособлению к обороне городов. О масштабах выполненных работ свидетельствует протяжение рубежей, построенных с июля 1941 г. до сентября
1942 г., достигавшее 25 тыс. км. Объем земли, вынутой при этом, составил 250 млн куб. м.
На основе опыта первых месяцев войны была разработана и применена на практике новая система инженерного оборудования оборонительных полос, в основу которой были положены траншеи и ходы сообщения.
Колоссальную работу провели инженерные войска при обороне Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда и столицы нашей Родины — Москвы. Жители этих и других городов проявляли трудовой героизм, работая под руководством инженерных войск по укреплению подступов к городам и самих городов.
Инженерные части Западного фронта под руководством М.П. Воробьева проводили большую работу по подготовке обороны города Москвы, особенно для прикрытия подступов к столице нашей Родины на волоколамском, можайском и малоярославецком направлениях, а затем и Московской зоны обороны. Силами москвичей и инженерных частей в короткий срок была сооружена широкая сеть непреодолимых для немецко-фашистских войск инженерных заграждений.
В дни великой битвы за Москву М.П. Воробьев совмещал одновременно должность начальника инженерного управления Западного фронта и командующего 1-й саперной армии. Говоря о деятельности Михаила Петровича в дни великой битвы под Москвой, тогдашний начальник одной из крупных оперативных групп заграждений Западного фронта, впоследствии генерал-лейтенант И.П. Галицкий отметил, что «группа оперативных заграждений работала в тесном контакте с начальником инженерных войск фронта. М.П. Воробьев не только ставил общие задачи по устройству заграждений и производству разрушений в соответствии с оперативной обстановкой, но и определял все детали плана работы группы. При его непосредственном участии устанавливались объекты разрушений, все технические детали устройства заграждений».
В октябре 1941 г. Западный фронт был значительно усилен инженерными войсками. В его состав была введена только что сформированная 1-я саперная армия, имеющая девять саперных бригад. В первое время этой армией командовал по совместительству начальник инженерных войск фронта генерал-майор инженерных войск Воробьев М.П. Несколько позже Западному фронту была передана еще одна армия —
3-я саперная армия. Создание таких крупных инженерных объединений, как саперные армии, резко повысило удельный вес инженерных войск и их значение и позволило осуществлять в широких масштабах инженерные мероприятия.
Еще в ноябре 1941 г. начальник инженерных войск Западного фронта генерал-майор инженерных войск М.П. Воробьев изложил свои соображения в Ставке Верховного Главнокомандования о целесообразности укрупнения формирований инженерных войск. Вскоре на основе этого доклада была создана
33-я инженерная бригада специального назначения — первое соединение подобного рода.
При всей своей занятости Михаил Петрович непрестанно теоретически обобщал опыт организации инженерного обеспечения военных операций Красной Армии. Это нашло отражение в директиве ставки Верховного Главнокомандования от 28 ноября 1941 года, разработанной при непосредственном участии М.П. Воробьева. В директиве были вскрыты недостатки в деле организации инженерного обеспечения военных операций Красной Армии и использования инженерных войск, а также намечены кардинальные меры по дальнейшему улучшению создания и использования инженерных сооружений для разгрома врага. В результате заграждения и минирования, проведенные инженерными войсками, в значительной мере содействовали изматыванию и уничтожению живой силы и материальной части гитлеровцев на подступах к Москве.
Анализируя опыт применения советскими войсками инженерных заграждений в обороне под Москвой, 8 декабря 1941 года командующий Западным фронтом генерал армии, впоследствии четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков в своем донесении Председателю Государственного Комитета Обороны СССР И.В. Сталину особо подчеркнул, что «применение противотанковых мин дает все больший эффект. … Это объясняется прежде всего тем, что в последних боях значительно улучшилось взаимодействие с саперными частями на поле боя.
Подразделения саперов-истребителей с противотанковыми минами выдвигались на направление движения танков и устанавливали быстро мины иногда в непосредственной близости от танков противника. В бою у деревни Акулово заградительным огнем артиллерии танки были загнаны на минные поля, где понесли большие потери. Приняты меры к распространению этого опыта взаимодействия во всех армиях фронта». За успехи в руководстве инженерными войсками во время разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1942 года М.П. Воробьев был награжден орденом Красного Знамени.
В апреле 1942 года М.П. Воробьева, как крупнейшего специалиста в области теории и практики применения заграждений, организатора и инициативного военачальника, правительство назначило на должность начальника инженерных войск Красной Армии. Находясь на посту начальника инженерных войск Красной Армии до конца Великой Отечественной войны, он внес большой вклад в дело повышения роли инженерных войск и улучшения инженерного обеспечения боевых действий советских Вооруженных сил. Благодаря принятым М.П. Воробьевым мерам еще к лету 1941 года под его руководством была завершена перестройка структуры инженерных войск, созданы бригадные формы организации инженерных войск, в дальнейшем он добился создания специализированных инженерных соединений и частей: понтонно-мостовых, штурмовых, инженерно-саперных и других. Им же были реорганизованы штаб инженерных войск, главное военно-инженерное управление, воссоздан инженерный комитет.
Огромную работу проводил генерал М.П. Воробьев по строительству оборонительных рубежей на дальних и ближних подступах к Сталинграду, при подготовке обороны на Курской дуге, при организации форсирования Днепра и осуществлении других крупных военных кампаний Великой Отечественной войны.
К весне 1943 г. Красная Армия провела ряд наступательных операций. Все чаще и чаще нашим войскам приходилось взламывать вражескую оборону. Возникла необходимость специального инженерного обеспечения штурма заранее подготовленных оборонительных рубежей, насыщенных особо прочными сооружениями, сложными системами заграждений.
В мае 1943 г. М.П. Воробьев доложил Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину предложение по формированию ударных инженерных соединений. «Назовем их не ударные, а штурмовые инженерно-саперные бригады», — уточнил И.В. Сталин. К середине 1944 г. было сформировано пять моторизованных инженерно-саперных бригад, решительно действовавших при прорыве вражеской обороны. Учитывая особое назначение штурмовых инженерно-саперных бригад и их роль в прорыве обороны противника, 20 июня 1944 г. Советское Верховное Главнокомандование приняло решение приравнять их по всем видам довольствия к ударным соединениям. За подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны трем бригадам присвоено звание гвардейских, большинство получило почетные наименования, удостоено орденов.
Советское правительство, отмечая вклад М.П. Воробьева в организацию инженерного обеспечения боевых действий советских войск в период сталинградской эпопеи, в марте 1943 года присвоило ему звание генерал-лейтенанта инженерных войск, а за заслуги в деле разгрома врага на Курской дуге 16 сентября того же года — звание генерал-полковника инженерных войск. 21 февраля 1944 года он стал маршалом инженерных войск. Михаил Петрович первым заслужил это высокое звание. За заслуги перед Родиной М.П. Воробьев награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I степени, Отечественной войны
I степени, орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.
После войны он работал начальником инженерных войск Советской Армии (до апреля 1946 года), начальником инженерных войск, сухопутных войск Советской Армии (до мая 1952 года), начальником инженерных войск Киевского военного округа и т.д.
М.П. Воробьев принимал активное участие в общественной жизни страны как депутат Верховного Совета РСФСР второго созыва Московского городского совета депутатов трудящихся.
Михаил Петрович постоянно держал связь с родным Дагестаном. В 1945 году в связи
25-летием советского Дагестана он направил трудящимся республики письмо, в котором горячо поздравил своих земляков с праздником и пожелал дальнейших успехов в развитии экономики и культуры. В письме трудящимся родного города Хасавюрта он писал: «Рад и горд тем, что мои земляки так успешно трудились в дни войны и… приняли участие в разгроме врага». В том же 1945 году он принял делегацию трудящихся Хасавюрта, всегда старался удовлетворить запросы земляков, содействуя в приобретении автотранспорта, строительных материалов, необходимых для благоустройства родного города.
Умер Михаил Петрович на 61-м году жизни 12 июня
1957 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Над могилой установлен бюст. В некрологе, опубликованном 15 июня 1957 г. в газете «Правда» и подписанном выдающимися советскими полководцами Г.К. Жуковым, А.М. Василевским, И.С. Коневым, К.К. Рокоссовским, Р.Я. Малиновским, С.М. Будённым,
В.Я. Соколовским, И.Х. Баграмяном и другими крупными военачальниками, подчеркивалось, что «в лице М.П. Воробьева Советская Армия потеряла опытного и заслуженного военачальника, отдавшего всю сознательную жизнь служению советскому народу».
Народы Дагестана свято чтут память о выдающемся земляке как о военном деятеле, внесшем большой вклад в укрепление оборонного могущества страны. Его именем названы улица, на которой жила семья Воробьевых, средняя школа № 112, а также теплоход, а на фасаде дома, где он родился, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска с его барельефом установлена и на стене здания Калининградского ВИУИБ.
Вся жизнь первого маршала инженерных войск СССР Михаила Петровича Воробьева — замечательный пример беззаветного служения Отечеству.