Самая незабываемая встреча

Было это в 1963 году. После отдыха в профилактории Амет-Хан Султан вместе со своим другом, летчиком-испытателем Иваном Григорьевичем Борисовым решил проведать своего командира дивизии времен Великой Отечественной войны, который в 60-е годы командовал дивизией ПВО в Эстонии, Героя Советского Союза, генерала Николая Романовича Данилевского. Во время войны они служили в разных эскадрильях, но в одном полку вместе с французскими летчиками эскадрильи Нормандия-Неман (впоследствии Нормандия-Неман стала отдельным полком). Так вот, решили они проведать своего друга, генерала Данилевского, который жил в городе Таллине, где находился штаб. А решили сделать это и пришли к общему согласию потому, что особая, очень сильная привязанность у них была друг к другу. И встреча героев была незабываемой. (Хочу подчеркнуть одну деталь: как мне рассказывал генерал Борисов, в конце ВОВ Данилевский был замкомандира эскадрильи, а Амет-Хан Султан – замкомандира авиационного Краснознаменного гвардейского полка. Но почему же подчиненный стал генералом, а его командир Амет-Хан – не стал? Оказывается, чтобы стать генералом, надо было окончить военную академию, а Амет-Хан Султан бросил учебу в академии и долгое время мучился без летной работы. Он мечтал стать испытателем, но его не брали в испытательный центр из-за его громкой славы и… из-за двух золотых звезд Героя. Боялись, что он якобы загордится и переоценит себя. Но ему все же помогли поступить в лётный испытательный центр, а когда он немного освоился в коллективе, то «перетащил» туда и своего друга Ивана Борисова. Амет-Хана очень полюбили за его спокойный, добрый характер, за его филигранную лётную подготовку, ему стали доверять самые сложные, самые опасные испытания самолетов).
Но как, спросите вы, я познакомился с Амет-Ханом Султаном? А случилось это летом 1963 года на аэродроме Тапи, недалеко от Таллина, где дислоцировалась часть, в которой я служил. Был понедельник – день подготовки самолетов к предстоящим полетам и несению боевого дежурства. Слышу по громкоговорителю – меня вызывает срочно на СКП (стартовый командный полк) дежурный летчик. Я прибыл на СКП, не понимая, с чем связана срочность, допуская мысль о том, что летчик не может самостоятельно посадить самолет. Но дежурный докладывает, что к нам летит ИЛ-14 и на нем командир дивизии с двумя очень почетными гостями. Итак, самолет подруливает, спускают трап, и первым на полосу выходит генерал, а за ним двое совершенно мне незнакомых людей, одетых в белые чесучовые костюмы без всяких знаков отличия.
После моего короткого доклада командир дивизии представил мне сопровождавших его людей: «Знакомьтесь, мои боевые друзья и вот это мой бывший командир Амет-Хан Султан». Я до того был ошарашен, что потерял дар речи: передо мной стоял сам Амет-Хан Султан. Помню, я что-то пролепетал в ответ. Но разрядил обстановку сам Амет-Хан. Он очень просто, по-свойски поздоровался со мной. То же самое сделал и его боевой друг генерал Борисов. Мы познакомились. Меня смущало еще и то, что на груди дважды Героя Советского Союза не было никаких наград.
– Брат, ты узнал во мне лакца? – спросил, улыбаясь, Амет-Хан Султан.
– Лакца я могу узнать и без представления, – ответил я. – А вас узнал бы среди тысячи людей.
Он сразу же попросил показать ему стоявшие на аэродроме самолеты. Познакомился он и с дежурным звеном, где несли боевую вахту летчики эскадрильи, подошел к самолетам, стоявшим на боевом дежурстве, похлопал по крылу одного из самолетов и сказал: «Да, это грозная машина. Но плохо, что однодвигательная и много в ней недоделок, вот скоро получите двухдвигательные отличные самолеты-перехватчики».
По аэродрому уже разнеслась весть, что прилетели один из летчиков-ассов, заслуженный летчик СССР Амет-Хан Султан и его боевой друг Герой Советского Союза Иван Борисов. Все старались пожать им руку. Это была незабываемая встреча.
В обращении Амет-Хан Султан был очень прост и при первом же знакомстве сказал мне: «Никаких «вы», я твой земляк и твой старший брат. И все». Затем он обратился к нашему генералу: «Ну что, Николай Романович! Давно я не летал на фронтовых истребителях, хочется немного размяться. Как ты считаешь, Ваня?» Данилевский с большой радостью согласился, предложив выбрать любой самолет и любого летчика. Амет-Хан выбрал меня. «Мы с тобой полетим на учебно-тренировочном самолете, – говорит он мне, – а Борисов на МИЧ-17, проведем учебный воздушный бой над аэродромом. Я стал искать легкие лётные комбинезоны и шлемофоны.
Для Борисова амуницию подобрали сразу. А вот с экипировкой Амет-Хана пришлось повозиться. Он был поплотнее и выше Борисова. Нашли ему и шлемофон, и комбинезон лётный, вот только комбинезон был ему чуть ниже колен. Он весело потешался над своим видом.
Удивительная походка была у Амет-Хана Султана. Левая рука в кармане, правой рукой он сильно размахивал шлемофоном, немного сутуловатый, крупного телосложения. Шел уверенно, в развалку. Нос и лицо очень характерные для лакца.
Я сел в переднюю кабину, Амет-Хан – в заднюю, в кабину инструктора. Взлетаем. Борисов на боевом МИЧ-17, мы справа от него на УТИ МИЧ-15. Набираем высоту 5 тысяч метров, машем крыльями и расходимся в разные стороны. Откровенно признаюсь: я командир эскадрильи, военный летчик 1-го класса, 15 лет пролетал в небе, но то, что они тогда стали «вытворять» в воздухе, невозможно описать словами. Эта была карусель, каскады высшего пилотажа. Я с трудом осмысливал, что происходит в воздухе. Они не уступали друг другу, не давали зайти себе в хвост, но в один момент я увидел и услышал Ивана Борисова: «Я у тебя в хвосте». Амет-Хан спросил меня по самолетному переговорному радиоустройству: «Ну как, земляк, чувствуешь себя, нормально?» Что я мог ответить? «Я из-за этой страшной перегрузки и каруселей ничего и не понял и не видел», – отвечаю ему. Он рассмеялся, а мне было не до смеха, ведь на аэродроме все смотрели за нашим боем, и что они могут сказать обо мне? «Дай теперь мне сразиться с Борисовым», – прошу Амет-Хана. Он разрешил, и мы с Борисовым провели воздушный бой, не давая зайти в хвост друг друга.
«Молодец, – заметил мне Амет-Хан в воздухе, – бой таким и должен быть. Летчик в воздушном бою должен быть злым и смелым и в то же время действовать с умом, напористо и хладнокровно».
Чтобы поднять мой авторитет перед летчиками личного состава, Амет-Хан Султан сказал: «Хоть ваш командир эскадрильи – летчик-перехватчик и давно не вел воздушный бой на самолетах МИЧ-17, я бы, не задумываясь, взял его к себе ведомым, не в обиду Ивану Григорьевичу. Молодец земляк».
После этого полета была встреча в Доме офицеров. Амет-Хан Султан из-за своей скромности и застенчивости очень этой встрече противился. На все вопросы личного состава отвечал Иван Борисов. Но когда спросили о том, что означает нарисованный на самолете Амет-Хан Султана огромный орел, он ответил: «Нарисован он по совету командующего маршала авиации Хрюкина, который сказал Амет-Хану: «Ты горный орел, твои родители родились в далеком горном ауле Цовкра, вот ты и есть самый настоящий горный орел».
И на самом деле, многие летчики знали, что когда немцы видели в воздухе самолет с эмблемой горного орла, они тут же уходили от воздушного боя. А еще летчики поинтересовались огромным количеством звезд на самолете Амет-Хана Султана. И на этот вопрос отвечал Иван Борисов: «Вот таков наш командир, вот таков наш боевой товарищ. У него число сбитых самолетов было не меньше, чем у других летчиков, но представление на третью золотую звезду героя ему не подписал Н.С. Хрущев. И знаете, что он при этом сказал? «У нас в стране Ханов нет.» Не любил Хрущев нас, летчиков, страшно не любил».
Затем генерал Данилевский пригласил нас пообедать в лётную столовую. Увидев на столе дагестанский коньяк, Амет-Хан Султан улыбнулся и сказал: «Ну что, Ваня, видишь, даже в далекой Эстонии наш дагестанский коньяк славится».
После нескольких тостов Амет-Хан стал разговорчив, весело шутил и смеялся. В беседе с ним я использовал и лакские слова, рассказывая о моей соседке, которую все ее дети и внуки звали дедей, и которая, живя многие годы в Махачкале, не знала русского языка. Он расспрашивал меня о Дагестане (я только вернулся из отпуска), внимательно и заинтересованно слушал.
Когда на следующий день мы прощались, он обнял меня, крепко пожал руку и сказал: «Мы с Борисовым гуляли по Невскому проспекту, видели твой портрет на Аллее боевой славы (после моего участия в полетах в период Карибского кризиса), читали о твоей эскадрилье. Всегда будь достойным сыном дагестанского народа, любимой Родины – Советского Союза. А если надо бить врага, бей его первым».
Такова была моя короткая, но очень радостная и памятная встреча с легендарным летчиком, дважды Героем Советского Союза Амет-Ханом Султаном.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....
spot_imgspot_img

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...

В с. Шамхал-Термен проводится ремонт дорожного полотна

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на ул. Молодежной в с. Шамхал-Термен проводится ремонт дорожного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам