«Там, там, под сению кулис младые дни её неслись…»

«Почему люди становятся актёрами? Возможно ли проработать на сцене много лет и ни разу не пожалеть об этом? Может ли гениальный актёр быть в провинции?» – наверняка, такие вопросы задают себе молодые люди, решившие посвятить свою жизнь театру. И у нас есть прекрасная возможность найти ответы на эти и другие вопросы с удивительной актрисой Русского драматического театра им. М. Горького, заслуженной артисткой Республики Дагестан Валентиной Васильевной Колчиной.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Все мы родом из детства, сказал Антуан де Сент-Экзюпери. А маленькая Валечка Колчина, что жила в алтайском Барнауле, могла бы сказать, что все мы родом из мечты, которая родилась в детстве. Ах, как Валечка любила бегать в летний парк и смотреть чёрно-белые фильмы, что крутили для отдыхавшей в парке публики. Денег у Валечки не было, и она смотрела дрожавшее изображение сквозь прутья высокой ограды издалека, порой и слова понимала только по движениям губ. А какие это были фильмы: «Багдадский вор», «Бродяга»! Одного только «Тарзана» она посмотрела раз двадцать!.. А ещё Валечка очень любила фантазировать: дома она садилась рядом с радиоприёмником и, обхватив колени, слушала радиопостановки с известными актёрами из МХАТа, из Малого и уносилась в своих фантазиях прочь с этой грешной земли!.. Нельзя сказать, что Валя была пустой фантазёркой – нет! Она хотела, чтобы её фантазии становились явью, она хотела творить и быть в центре этой творческой жизни! – по детским меркам, конечно. Однажды, в очередной раз посмотрев только что вышедший тогда фильм «Молодая гвардия», она устроила дворовый театр, где и оживила всё, что увидела на экране. Ей, как главной героине, вырезали на спине звезду, и кровь из акварельной краски лилась рекой! Юные зрители немели от ужаса, а затем радостно хлопали в ладоши, видя Валечку здоровой и невредимой. Маленькая девочка была в восторге от того, как зритель ей повиновался, а посему и будущая профессия была для неё только одна – актриса!

ЕЁ УНИВЕРСИТЕТЫ
Юная выпускница, бывшая школьница прямо в школьной форме отправилась в Москву из далёкого Барнаула поступать во ВГИК. Конечно, во ВГИК! Киногерои из летнего парка манили девушку, как алые паруса звали к себе Ассоль. Правда, увидев холёных и статных красавиц, своих конкуренток, Валя испугалась сначала, но, пройдя все три тура вступительных экзаменов, поняла, что её мечта сбывается!.. Почти… Переволновавшись, Валя сделала ошибку на сочинении, и была зачислена на первый курс… без права получения стипендии! Боже мой, по юношеской легкомысленности она забрала документы и вернулась домой к радости своих родителей. Надо сказать, что родители были людьми практичными и увлечения дочери считали, мягко говоря, «несерьёзным делом». Они сразу же взяли её экзаменационный лист из ВГИКа и отвели дочь поступать в местный медицинский институт. Но Валя не собиралась быть врачом. Часто вместо лекций она бегала в народный театр, где могла снова и снова выходить на сцену и подчинять себе внимание зрителей. Там она и встретила юного красавца Юру Колчина, своего будущего мужа. Очень скоро из Барнаула молодожёны переехали в Махачкалу, где Юра был принят в труппу Русского театра. Валя же перевелась в медицинский институт Махачкалы, где частенько бегала в Русский театр играть в массовках или эпизодических ролях. Скоро Валя забеременела и ушла в академический отпуск, из которого она уже никогда не вернулась в медицинский институт.
Кто не слышал о 60-х годах, годах «оттепели», о «физиках и лириках» – в ту эпоху романтизма на актёрскую зарплату в
65 рублей никто не роптал. Не хватает денег? Ничего страшного, можно подработать в другом месте, если не гнушаешься работой, а Валя всегда была трудолюбивым человеком и не стеснялась никакой дополнительной работы: «звёздной болезни» у неё не было…
В молодости очень легко сняться с места и поехать за синий горизонт, тем более, если там маячит корабль твоей мечты. В 1964 году молодая супружеская пара Колчиных уезжает в Белоруссию, в Могилёвский драматический театр. Там Валя Колчина была взята в труппу театра и параллельно училась в студии при театре, которую курировали мэтры отечественной сцены из Малого и МХАТа. В это время ей приходилось играть и старух – знахарка Зобунова «Егор Булычёв и другие»
М. Горького, бабушка Броуди «Замок Броуди» А. Кронина. Пройдя через возрастные роли, она почувствовала, как богаче стал её психологический багаж актрисы. Она прекрасно отучилась в театральной студии и из двадцати студийцев в числе трёх счастливчиков оказалась в штате театра. Вдруг Валя узнаёт, что в Минском театральном институте преподаёт та самая Вера Павловна Редлих, у которой когда-то учился её муж Юра, ещё в Новосибирске! Радости юной актрисы не было конца, но когда она заикнулась главному режиссёру театра Б.Н.Володарскому о том, что хочет учиться в Минске, он как отрезал: «Мне нужны актрисы, а не дипломы!» Валя Колчина поняла, что у каждого в искусстве своя дорога, что её путь – это работа на сцене, работа с режиссёрами, с партнёрами, работа с собой… А уж в этом у Вали недостатка никогда не было. Одна работа с известным режиссёром Иосифом Райхельгаузом чего стоит! Но об этом немного позже.

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ
Нередко молодые актёры, окончив институт, заканчивают на этом и своё самообразование, решив, что полученные знания можно хранить, как деньги в сейфе. Валентина никогда так не считала и училась везде и всегда, она понимала, что профессиональное мастерство – это сад, за которым надо всегда ухаживать.
Проработав шесть лет в Могилёве, они получают приглашение в Хакасский драматический театр от его главного режиссёра Владимира Фёдорова, который был знаком с прекрасной парой, ещё работая с ними в Махачкале, будучи тоже там главным режиссёром.
К сожалению, актёрская жизнь подобна бумажному кораблику, который несёт по волнам – и к какому берегу его вынесет, одному богу известно. В советское время очень легко было «поскользнуться» на идеологической почве, тем более ответственному лицу. Несколько барственный, талантливый режиссёр Фёдоров имел неосторожность влюбиться в одну из актрис будучи женатым человеком, а потому был скоро снят с должности, изгнан из партии, и супруги Колчины вновь отправились за «синей птицей» актёрской удачи…
На актёрской бирже в Москве им посоветовали поехать в Мичуринск, тихий, спокойный городок, родина Ивана Мичурина в самом сердце России. Там Колчины проработали целых пятнадцать лет!.. За этот долгий по актёрским меркам срок Валентина Колчина сыграла в Мичуринске массу центральных ролей. У Островского это были Аграфена Кондратьевна «Банкрот», Белотелова «Женитьба Бальзаминова», Гурмыжская «Лес»… Не хочется утомлять читателя математическим перечислением ролей, за каждой из которых стоит долгий и кропотливый труд, но хочется добавить, что все эти роли были замечены благодарным зрителем. И не только зрителем! Например, за роль тётушки Анхелины в спектакле «Дикарь»
А. Касона Валентина была награждена путёвкой в Сочи и денежной премией, которую она передала детскому дому – и это в то время, когда о меценатстве и благотворительности знали только лишь по учебникам истории!
Именно в Мичуринске и состоялась встреча Валентины с режиссёром Иосифом Райхельгаузом, которого нередко приглашало руководство театров для корректуры уже поставленных спектаклей, а в руках мастера и корректура становилась настоящим откровением для актёров. Была работа и с режиссёрами, так называемой «васильевской» школы, с учениками Анатолия Васильева. Надолго ей запомнились репетиции с режиссёром Валерием Предыбайло, запомнилось и посещение «васильевских» лабораторий на Поварской в Москве… Для актёра каждая встреча с Мастером, с Талантом оставляет неизгладимый след, становится его компасом в таком сложном и запутанном мире Театра. Но внутри каждого одарённого актёра есть чутьё на правду и на талант, и такое чутьё было у Валентины. Когда в их труппе появился актёр из БДТ Геннадий Малышев, она почувствовала его актёрскую мощь и в каждой даже крохотной парной сцене с ним училась мастерству у своего партнёра. Отсутствие зависти – очень завидное и полезное качество актрисы! Порой даже провидение становилось на сторону Валентины: в Мичуринске должны были ставить пьесу малоизвестного автора «Крик в тайге», и сам драматург предложил Вале центральную роль в пьесе, но одна из местных «примадонн» убедила автора отдать главную роль ей – уверяю вас, примадонны умеют убеждать!.. Что ж, Валя не привыкла строить козни и отнеслась к этому по-философски, без истерики. Репетиции шли, но когда до премьеры оставалось всего два дня, наша примадонна упала во время генерального прогона, и у неё случилось сотрясение мозга. Режиссёр был в шоке. Он бросился к Вале за помощью, и за два дня сумел ввести её на главную роль. А роль-то была на целых сорок страниц текста!..

НА КРУГИ СВОЯ
Перед возвращением в Махачкалу Колчины поработали немного в Котласе и в 89-ом году вновь оказались в городе у моря. Конечно, вернулись в свой родной театр супруги Колчины с огромным творческим багажом, здесь были и сыгранные роли, и поставленные спектакли – муж Валентины Васильевны к тому времени окончил курсы повышения режиссёрского мастерства и даже побывал главным режиссёром!
Здесь я как автор хочу сказать от себя лично, меня поразила любовь Валентины Васильевны к людям: когда она рассказывает, казалось бы, о себе, на самом деле, она говорит о людях, которые её окружают. На диктофоне произносится масса имён и фамилий, и практически совсем я не слышу: «Я была! Я стала! Я поражала! Я очаровала!» Думаю, что именно поэтому творческий и супружеский союз Колчиных такой крепкий и долговременный. Современный зритель из жёлтой прессы знает, насколько недолговечен семейный союз голливудских оскароносных пар, да и российские звёзды здесь тоже преуспели. У Колчиных всё иначе, всё строится на взаимном доверии, на искреннем желании помочь друг другу, то есть на отсутствии эгоизма. Наверное, человечность заставляет Валентину Васильевну быть в гуще общественной работы, уже более двадцати лет она бессменный уполномоченный Союза театральных деятелей РФ в Дагестане.
В 90-х годах в Русский драматический театр пришёл Скандарбек Тулпаров – ныне художественный руководитель театра. С приходом талантливого и крепкого режиссёра их творческая жизнь продолжилась дальше без потрясений и талант Валентины Васильевны раскрывал глубину образов из известных классических произведений, это её роли: Чебоксарова – «Бешеные деньги» А. Островского, Соколова – «Последние» М. Горького, Серафима – «Самоубийца» А. Эрдмана, бабушка Ануш – «Ханума»
А. Цагарели, Марина – «Дядя Ваня» А. Чехова и множество других ролей. Валентина Васильевна, несмотря на привилегии и звания, всегда с удовольствием играла в детских спектаклях, улыбнувшись, она сказала: «Люблю играть для деток!»
Актриса по секрету призналась, что у них с мужем есть своя Любимовка, как у великого Станиславского, где они не только отдыхают, но и черпают вдохновение для дальнейшей работы – это их дача. Хочется пожелать этим замечательным людям, и в первую очередь Валентине Васильевне, здоровья и долгой творческой жизни на радость зрителям, во имя процветания культуры на махачкалинской земле!
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из Махачкалы планируют запустить прямые авиарейсы в города Азербайджана

Четыре российские авиакомпании собираются запустить прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы в азербайджанские города Гянджа, Ленкорань и Нахичевань....

В Махачкале состоялось совещание с участием высшего руководства ПАО «Газпром»

Совещание по вопросам взаимодействия компаний группы «Газпром» с правительством Дагестана состоялось сегодня, 28 января, в Махачкале под председательством главы...

В Махачкале обновили материально-техническую базу двух коррекционных школ

Материально-техническую базу двух коррекционных школ и одного колледжа в Махачкале обновили в 2021 в рамках национального проекта «Образование». Об...

В Махачкале прошла акция «Блокадный хлеб»

Всероссийская акция «Блокадный хлеб» прошла в Махачкале накануне, 27 января — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В...

На бизнесмена из Махачкалы завели дело за причинение ущерба бюджету республики

Уголовное дело возбуждено против индивидуального предпринимателя из Махачкалы, который причинил бюджету республики ущерб почти на 300 тыс. рублей, сообщили...

Порядок – это несложно

Вслед за пользователями соцсетей тема освобождения незаконно захваченных городских территорий внезапно взбудоражила все население нашего города. Видеоролики с кадрами...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам