С приветственным словом к участникам выставки обратились председатель Комитета по народным художественным промыслам РД Г.Г. Ахмедов и Первый заместитель Главы Администрации города Махачкалы Б.Х. Магомедов.
Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью народной культуры. Дагестан – одна из республик, сумевшая достаточно полно сохранить исторические ценности, традиции и стилевые особенности развития художественных народных промыслов. И об этом говорило все то, что представилось взору посетителей в этот день. Самые талантливые мастера нашего края представили на выставке свои лучшие, не побоюсь этого слова, произведения искусства.
Чего здесь только нет! Пройдя по рядам павильонов, создается впечатление, что совершаешь экскурсию по культурно-историческим и музейным центрам некоторых районов Дагестана. Были выставлены изделия ведущих предприятий: кубачинские и гоцатлинские ювелирные изделия из серебра, ковры ручной работы табасаранских и ахтынских мастериц, унцукульские художественные изделия, кизлярские ножи, изделия сулевкентской и испикской керамики, а также ювелирные изделия из золота российского производства.
Испокон веков наши предки стремились украсить свой быт изделиями декоративно-прикладного искусства: коврами, глиняными изделиями и др., передавая из поколения в поколение свои лучшие традиции, умения и знания. Одним из преемников таких умельцев является мастер по производству гончарных изделий селения Испик Сулейман-Стальского района Рустам Абдуллаев.
Он увлекся этим делом сравнительно недавно, около пяти лет назад, когда увидел, как ловко его нынешний наставник Гаджи из обычного куска глины делает кувшины и другую посуду. С тех пор это стало делом его жизни. Сегодня он и сам является учителем, обучает учеников гончарному делу.
По словам директора МУП «Сулевкентская керамика» Рустама Шахбанова, с 2011 г. стали возрождать этот вид ремесла. В республике для этого делается все возможное, ведется пропаганда народных промыслов, выделяются финансы, дается хороший стимул для развития. Раньше изделия обжигались на дровах, а сегодня на новом газовом оборудовании, которое значительно экономит время. Вместо трех дней на обжиг уходит от 4 до 5 часов.
Один из самых древних промыслов, представленных на выставке, – ковроткачество. Выполненные вручную великолепные ковры с таинственным орнаментом, которые своими узорами-лабиринтами будто ведут вас куда-то вдаль, в наше прошлое. Проводя рукой по ворсу ковра, ощущаешь душевную теплоту, вложенную долгим и кропотливым трудом мастериц.
Нельзя пройти мимо вязаных картин кулинки Жанны Курбановой. Пейзажи, деревья, животные, сельские дома – сюжеты произведений будто диктует сама природа.
– Люблю оригинальность во всем, – признается Жанна, – поэтому выбрала для себя такое необычное дело – художественное вязание спицами. У нас в Кулинском районе все женщины – рукодельницы. Еще моя мама в детстве научила меня вязать и вышивать. Жанна является лауреатом различных районных и всероссийских выставок. Свое умение сегодня она передает ученикам школы искусств № 4 г. Махачкалы.
Отдельная часть выставки посвящена работам мастера резьбы по дереву Агамирзы Агамирзаева, члена Союза художников России, заслуженного художника Дагестана. Особый интерес к его экспозиции у меня вызвали подставка для чтения Корана и футляр для Корана, а также дипломные работы его учеников из Дагестанского художественного училища: ваза «Дагестан», панно, декоративные тарелки – все эти работы заслуживают внимания и восхищения.
Как отмечает заместитель председателя Комитета по народным художественным промыслам РД Гамзат Газимагомедов, это первая подобная выставка, в которой участвуют все промысловики Дагестана, в том числе государственные предприятия, акционерные общества, индивидуальные предприниматели, представители российских предприятий. Цель данного мероприятия – показать современное состояние наших промыслов, развитие, возрождение традиций народного искусства, содействие установлению прямых торгово-экономических связей между регионами России.
Несомненно, выставка вызовет восхищение посетителей, а у многих, хочется верить, появится желание следовать примеру народных мастеров, возрождать былое богатство дагестанцев.