В монодраме, постановке заслуженного деятеля искусств России и главного режиссера Русского театра Скандарбека Тулпарова, главную и единственную роль – роль сумасшедшего – сыграл народный артист Дагестана Имам Акаутдинов.
Несмотря на то, что жанр моноспектакля даже опытным театралам кажется сложным и достаточно рискованным, постановка удалась. Режиссура, игра актера, а еще декорации, свет, в общем, сценография, которую многие сразу отметили. Постановка с первых мгновений приковывает внимание зрителя и держит до самого конца. Эффектное начало: открывается занавес, и перед зрителем в полной темноте предстает человек, одетый в длинную белую сорочку, похожую на смирительную рубашку, среди белых простыней и вороха исписанных бумаг, пытающийся лихорадочно что-то дописать.
Эффектный и конец, описывать который я не буду, чтобы заинтриговать тех, кто еще не видел. Но стоит отметить и то, что драма – на любителя. Может быть, даже для интеллектуала. Но я бы сказала, что эта постановка для тех, кто любит Гоголя. Потому что, помимо того, что драма несет в себе философский контекст, заставляет зрителя задуматься о природе человека и его жизни, задавать вопросы «почему?» и искать на них ответы, это еще и Гоголь. С его уникальным стилем, духом, речью, тонкой и изящной иронией. Только Гоголь мог каким-то одним предложением, состоящим из слов-канцеляризмов, в точности передать дух эпохи XIX века, русскую душу и русского человека, маленького человека.
Как сказал сам актер, отвечая на вопросы в ходе небольшой конференции со зрителями после спектакля, тема маленького человека – очень интересная тема, потому что у каждого человека возникают странные фантазии в голове, которым он сам потом удивляется: «откуда?!». В каждом даже большом человеке сидит маленький человек.
На вопрос, почему актер выбрал именно эту роль, Имам Акаутдинов ответил: «Я ничего не выбирал. За меня выбрал мой друг Мавлет Даниялович». Оказалось, что это была идея полностью Скандарбека Тулпарова – поставить этот моноспектакль и чтобы сыграл его именно Имам Акаутдинов. Как признается актер, сначала ему идея не очень понравилась, и он не хотел играть. Одной из причин было и то, говорит актер, что после тридцатилетней работы в Кумыкском театре было сложно вернуться обратно в Русский театр и играть на русском языке. «Я боялся, что у меня появился акцент», – шутит Акаутдинов. Когда главного героя постановки спросили, трудно ли было вживаться в роль, он ответил: «Вы знаете, я еще не вжился», что не могло не вызвать улыбку у сидевших в зале. Актеру задавали много вопросов философского содержания, на которые, скорее, мог бы ответить только сам Гоголь или исследователь его творчества. В этом признался и сам актер, сказав, что не задумывался по поводу глубинных смыслов повести, действительно сумасшедший этот «маленький чиновник» или он – это мы все… «Если ты, работая над этой ролью, начинаешь задумываться, почему это происходит, начинаешь постоянно задавать себе этот вопрос, если ты начинаешь копаться в этом слишком сильно…это опасно», – говорит Имам Акаутдинов. Увидеть «Записки сумасшедшего» в постановке Скандарбека Тулпарова и исполнении Имама Акаутдинова теперь смогут не только дагестанцы – спектакль приглашен на фестивали монодрам в Болгарии и Македонии, а после европейских гастролей 22 мая он будет показан в Москве, на малой сцене Малого театра.