Его величество учитель!

Каждый из нас проходит через чудесный, волшебный мир детства, и очень важно, кем окажется тот, кто поведет тебя по извилистым тропинкам к познанию мира, открывая перед тобой тайны знаний. Профессия педагога, безусловно, сложна и требует много внимания и терпения. И пусть для многих будет звучать пафосно то, что главное для учителя – любовь к детям, но это действительно так. Дети всегда должны быть уверены в том, что их любят, ценят, уважают. Со мной согласна и героиня моей статьи Светлана Сергеевна Антошкина – учитель биологии гимназии № 56
г. Махачкалы – призер республиканского конкурса «Учитель года – 2012».
Будучи рожденной в семье потомственных учителей, вопрос о том, кем стать по профессии, перед ней никогда не стоял, так же, как и выбор предмета – биологии. Еще учась в школе, благодаря талантливому педагогу Татьяне Морковиной, о которой Светлана и сегодня вспоминает с большой радостью, она проникалась любовью к этой науке. Светлана хорошо помнит задушевные беседы, которые вели, мысли ее по самым разным аспектам, совершенно неожиданные, порой очень спорные, но заставляющие задуматься.
Еще не окончив Дагестанский государственный университет, будучи студенткой, Светлана устроилась на работу в Каспийскую школу № 7. В 2008 году впервые на ее уроке побывала Зоя Борзова, методист Дагестанского института усовершенствования учителей. От нее впервые была получена высшая оценка работы молодого педагога. – После этого будто крылья выросли! – признается Светлана. – А для учителей не столько зарплата важна, сколько доброе слово! Проработав в Каспийской школе более 15 лет, с 2010 года по стечению обстоятельств она переводится в Махачкалу, в гимназию № 56.
О том, что она неплохой учитель, Светлана знала и сама, и считала что не должна никому это доказывать, ведь это наглядно демонстрируют успехи ее учеников на различных конкурсах и олимпиадах. Всероссийская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»? Ради бога! Олимпиада? Конечно! А тут ее вызывает руководство школы и предлагает участие в городском конкурсе «Учитель года – 2012». Естественно, Антошкину пришлось долго уговаривать, но она все же решилась. Просто сказала сама себе: «Это не работа, это приключение!».
Для школы участие в главном учительском конкурсе России – дело чести, поэтому ей, конечно, оказали большую поддержку и директор, и коллеги, за что она всем весьма благодарна. Но то, что она станет призером республиканского этапа, было абсолютной неожиданностью, ведь ее соперниками были маститые, именитые учителя! Ну ничего, решила Светлана, посоревнуемся!
Первый день конкурса: «Так, я ничем не хуже других учителей», – решила она. Второй день – «Вроде тоже ничего».
Конкурсные уроки Светланы отличались от повседневных не по содержанию, а лишь уровнем внутреннего волнения, энергетикой, напряженностью. Главное на конкурсе – это урок, а когда не видишь чужого урока, то и себя оценить трудно, – считает она. – И, конечно, знакомство, не побоюсь этого слова, с выдающимися педагогами. Самое яркое впечатление на меня произвела участница Анна Гвенишвилли – учитель физкультуры школы №37 г. Махачкалы. До того как я с ней встретилась, к учителям физкультуры относилась немного прохладно. Во-первых, она широко образованный человек, прекрасно знает медицину и биологию.
– Другой педагог, вызвавший у меня бурю эмоций, – делится она, – Алибек Расулов, учитель истории одной из районных школ Дагестана. Про таких говорят «горящий человек», который и всех вокруг заряжает своей энергетикой. Он получил приз в номинации «Яркая индивидуальность» – и это действительно справедливо.
Светлана Сергеевна еще долго делилась со мной впечатлениями от конкурса, рассказывала о новых знакомствах, людях, потрясших ее сознание, но о себе она говорила с большой неохотой. Скромность, несомненно, украшает человека, и о Светлане Сергеевне больше, чем она сама, могли рассказать только ее уроки. Этим-то я и не приминула воспользоваться.
За те секунды, которые она в начале урока оглядывает класс, создается ощущение, будто учитель успевает проникнуть в душу каждого ученика, прочитать его мысли. Ее стиль общения с учениками очень демократичен, она многое позволяет на уроке детям и считает это оправданным: во время урока можно что-то выкрикнуть, свободно высказать свое мнение и т.д. Она не сосредотачивает свое внимание на том, чтобы в классе была идеальная дисциплина. Дети и не в состоянии увлечься чем-то другим, когда перед ними разворачивается действо, как в театре, ведь каждый учитель должен быть и хорошим актером.
Общение – это то, что происходит на любом уроке Светланы Сергеевны вне зависимости от темы. Она старается поощрить учеников за интересное выступление, не устает хвалить их, ведь уверенность – первый шаг к успеху, может даже пожать ученику руку за особо выдающееся высказывание. После таких уроков озарение нисходит если не на всех, то на многих ее учеников.
Секрет успеха прост, самое главное – это использование информации, выходящей за пределы учебника.
– Учебник – это во многом сухой язык изложения темы, – считает Светлана, – иногда совершенно неинтересный, и, честно говоря, я не всегда открываю его на уроке, никогда не «ставлю уроки» заранее, уроки вообще нельзя строить по заданной схеме. Да здравствует импровизация!
Она не любит устоявшееся, готовое и считает, что нужно все время творить, пересоздавать. В мире ведь так много интересного, и надо все время знакомиться, осваивать новое.
У Светланы Сергеевны появились и собственные наработки, которые неплохо действуют на педагогических чтениях. Она очень любит педагогику ТРНС (теорию решения изобретательских задач), применяет нестандартные задания, в которых любой ребенок, даже двоечник, может найти оригинальное решение и заработать хорошую оценку. Это направление в педагогике хоть и называют старым, но оно ведь действует и неплохо дополняет новую систему образования! Зачем же тогда от него отказываться?
Многие коллеги Светланы отмечают ее необыкновенные знания и даже называют подчас «ходячей энциклопедией», вспоминая о том, что об очень сложных вещах она может рассказать довольно легко и просто, не опускаясь на бытовой, упрощенный уровень. И, на ее взгляд, боязнь отступить от конспекта – это признак плохой подготовки учителя.
Звенит звонок, напоминая о том, что урок закончился, но дети будто и не слышат его, они собираются вокруг учителя с какими-то вопросами.
После того как школа опустеет, Светлана не спешит домой. Усаживается в своем маленьком, уютном кабинете, в окружении методических пособий, различных макетов, множества цветов и гербариев, и думает в тишине, глядя в окно. Думает о своих учениках, многие из которых стали ей уже родными. Про их вопросы и свои ответы, про сказанные и несказанные слова. Обо всем думает учитель.
На мой вопрос: каково ее педагогическое кредо, отвечает, смеясь: «Всегда!» Потому что получается, как в кино, какое бы дело ни появилось, ни всплыло, она всегда в нем участвует. И это ей – сангвинику по характеру, только в радость, так как постоянная смена событий ей в жизни необходима. Необходима постоянная смена декораций. Нельзя останавливаться на достигнутом, так как если успокоишься, удовлетворишься имеющимся – остановишься в развитии, утверждает Светлана Антошкина.
«Великая радость открывать и творить», – это крылатое выражение французского ученого одно из любимых у Светланы Сергеевны Антошкиной. Она часто повторяет его на своих уроках, надеясь, что и ученики непременно поймут, в чем же заключается один из главных секретов счастливого человека.
Дома Светлану ждет крепкий и замечательный семейный тыл – муж и двое сынишек, которые не очень охотно разделяют ее внимание между собой и школой, но относятся к этому с пониманием и считают, что ее работа – это неизлечимая болезнь, от которой она сама не желает излечиваться!
А завтра? Завтра снова утро, школа, искрящиеся, живые глаза детей, отметки, журналы, шумная детвора, заполняющая этажи и классы. И пока так, школа никогда не затихнет, пока жизнь каждого ученика освещает его величество Учитель.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Самый шикарный учитель, который вдохнул в меня жизнь и научил верить в лучшее в этом мире)) безумно скучаю именно по её урокам.

    • Можете рассказать подробно про неё, она просто у меня в гимназии Каспийской преподавала С.С.Антошкина но не знаю про неё ли это ?

Добавить комментарий для Халун Отменить ответ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам