Вообразить процесс каждодневного труда педагогов, оттачивающих юные таланты до профессионального уровня, можно, но это есть лишь малая толика, поэтому Первый международный фестиваль юных дарований «Эта песня твоя и моя», инициированный композитором и поддержанный Министерством культуры РД, стал некой формой, приоткрывающей завесу таинства творческого процесса, происходящего в стенах этой школы.
Возможно, для учащихся и педагогов этого учебного заведения наступил тот момент, когда им захотелось выйти за рамки собственной «окружности», ведь доподлинно известно, что вращение вокруг своей орбиты приводит к застою. Фестиваль – новый виток развития, попытка взглянуть на себя со стороны, оценить собственный потенциал в сравнении с талантами представителей из других регионов и стран. Это одна из задач. В общественно-культурном плане мероприятие, несомненно, яркое событие, которое сразу поставило перед собой высокие статусные цели международного уровня. Но зритель не вдается в детали. Для него фестиваль стал изысканным пиршеством для души и сердца.
Первый день фестиваля был отведен для членов жюри, показавших мастер-класс вокального исполнительства, игры на музыкальных инструментах и т.д. Народные и заслуженные артисты были доступны зрительскому вниманию и не счесть за счастье присутствие в Кумыкском музыкально-драматическом театре мог бы, наверное, только человек, далекий от любых форм искусства. Программа этого дня фестиваля, отточенная до мельчайших деталей, была отыграна на одном дыхании, вопреки устойчивым стереотипам о том, какой результат может ожидать любое дело, свершающееся впервые.
Признанных музыкантов и артистов, задавших темп фестивалю, на следующий день сменили молодые таланты. Члены жюри, скорее всего, с пристрастием оценивали уровень мастерства каждого конкурсанта, но этого не скажешь о зрителе, осязавшем классические произведения на эмоциональном уровне. Попав в музыкальный поток, несущийся со сцены, испытываешь состояние высокого одухотворения, возвышающего зрителя над сценой, исполнителем и любыми условностями, сопровождающими концерт. В моем понимании это лучшее, что может чувствовать человек в момент «поглощения» музыкального посыла.
Пафос, присущий мероприятиям подобного уровня, отсутствовал напрочь. И понятие «талант», которое привыкли применять ко всякому нестандартному случаю, обретало здесь свой полновесный смысл. Творческая атмосфера, созданная детьми, особая: она легка по структуре, отлична от той, которая свойственна признанным мастерам искусства. Но волнение, испытываемое детьми и взрослыми, демонстрировало значимость мероприятия – годы кропотливого труда, заключенные в одном кратком по времени выступлении… без права на ошибку. Как же тут не волноваться?
Благодарный зритель поддерживал конкурсантов, щедро осыпая юных артистов аплодисментами. Более всего впечатляло эмоциональное содержание каждого выступления, раскрывавшее перед зрителем дивную красоту и глубину классической музыки. Большинство участников избрало в качестве конкурсной работы произведение из сочинений Мурада Кажлаева. В этом можно было прочесть дань высокого уважения композитору и одновременно смелость. Ведь композитор, как никто другой чувствующий свою музыку, улавливает тончайшие нюансы, и может выступить взыскательным зрителем в ряду присутствующих.
«Фестиваль организован не только для того, чтобы мы пришли и прочувствовали, как талантливы наши дети. Мы хотим укрепить расшатанные позиции нашей великой культуры. Надо слушать ту музыку, которая нас вдохновляет, а не ту, которая развлекает. Мы хотим, чтобы наши дети росли интеллигентными и культурными людьми», – отметил народный артист СССР Мурад Кажлаев в день открытия Фестиваля. И этим все сказано.