Кстати, проблема сохранения родных языков остро стоит не только в Дагестане, но и на всей планете. В «Литературной газете» (14-20 марта 2012 г.) опубликована статья «Родное слово – знак спасения» доктора филологических наук профессора Новосибирского государственного университета Ирины Шапошниковой. Статья опубликована под рубрикой «Останется ли русский язык великим и могучим?».
Я полностью согласен с общей концепцией выступлений участников круглого стола: надо знать родной язык. Но мне кажется, выступившие на этом мероприятии не полностью вникли в суть проблемы, ведь речь идет о городских школьниках.
Незнание городскими детьми родного языка обусловлено тем, что в семьях на этом языке не говорят. Родной язык для ребенка тот, которому его обучали в семье. Если ребенка научили русскому языку – значит, родным является именно этот язык, а не язык той нации, к которой ребенок принадлежит генетически. В финских семьях говорят на финском языке. А в детсадах изучают и финский, и английский. Эти же языки продолжают изучать в школе.
Если ребенок не приобщен к родному языку в семье, то преподавание ему родного языка в школе создает большие неудобства. Здесь самое главное – желание и родителей, и самого ребенка изучать родной язык. Однако, к большому огорчению, немало родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок посещал уроки родного языка.
Вообще преподавание в школе любого второго языка имеет одну особенность: оно предполагает выбор. Вот приходит ребенок в первый класс. Он не владеет генетически родным языком. Но в школе ему говорят: «Ты представитель такого-то народа и должен изучать его язык». В школе есть и другой язык – иностранный: его тоже надо изучать. В данном случае и родной как иностранный. Никто не имеет права навязывать второй иностранный.
Выбор второго языка – иностранного – личное дело каждого. Сегодня наблюдается тяга к английскому. Но не столько из-за академической любви к нему, сколько из-за его практичности: английский язык сегодня – самый распространенный на планете. Например, станет китайский язык таковым – будут изучать его, а не английский.
Некоторые предлагают ввести ЕГЭ по родному языку. Это будет справедливо относительно сельской школы. Но в сегодняшней ситуации ввести ЕГЭ по родному языку в городской школе – полнейший абсурд!
Дагестанские города – полиязычные. Поэтому в городских школах родные языки стали непривлекательными. Это объективная ситуация, с которой нужно считаться. Согласен с участниками круглого стола: угроза исчезновения дагестанских языков существует, и это закономерный процесс периода глобализации. Могут исчезнуть не только дагестанские языки, но и другие. Любой язык живет до тех пор, пока он востребован. Жизнь дагестанским языкам можно продлить только одним стимулом – активным развитием социальной сферы села: чтобы люди не уезжали в города. Тогда и языковая среда сохранится.