Те, кто играл музыку, и те, кто ее создавал, – они словно собрались в одном зале музея, чтобы наглядно рассказать посетителям о том великом музыкальном наследии, обладателями которого мы, дагестанцы, являемся. Имена и фамилии, медали и грамоты, инструменты и фотографии, целые эпохи и мгновения… Многие из этих вещей безмятежно покоятся в наших домах, забываются за давностью лет. Но идея создания подобной экспозиции, давно волновавшая директора музея Джарият Хаппалаеву, нашла выход в демонстрации этого великого культурного наследия, к которому надо приобщать молодое поколение, чтобы воспитывать в нем вкус к истинному и возвышенному искусству.
Композиторы и маститые музыканты – Готфрид Гасанов, Мурад Кажлаев, Ширвани Чалаев, Сергей Агабабов, Шамиль Навахов, Хан Баширов и многие другие. Некоторых уже нет в живых, и те, кто соприкоснулся с их творчеством, осознают, что с их уходом умерла целая эпоха. Шамиль Навахов… Его имя стало олицетворением виртуозного исполнительства, и даже сейчас по прошествии десятилетий фамилия его будоражит сердца людей, знакомых с его творчеством. Природа, вложившая в него богатый музыкальный слух, наделила его творческим талантом играть на многих музыкальных инструментах, великолепно танцевать, проникновенно разговаривать со слушателем на языке музыки. Он родился в многодетной семье в с. Аксай Хасавюртовского района. Как это у него получалось, он и сам объяснить не мог, вспоминает его дочь Алла Навахова. Он играл так, как словно это получалось само собой… наверно, потому, что это шло из самого сердца. Самоучка, он выучился играть, руководимый внутренним желанием, и первым музыкальным инструментом, зазвучавшим в его руках стала гармонь. Впоследствии она стала его любимым инструментом, в ряду многих других, которые легко подчинялись его талантливым рукам. Свой творческий путь он начал танцором в ансамбле «Песни и танцы Дагестана». Потом его пригласили в Ленинград: он танцевал в грузинском ансамбле, и даже в ансамбле у самого Игоря Моисеева. Его пригласили в коллектив вместе с Танхо Израиловым. В ансамбле Навахова называли горным орлом Кавказа, ведь его танец был сравним лишь с полетом этой гордой птицы. В Великую Отечественную войну Навахов ушел на фронт, но и здесь, будучи участником творческого коллектива, своим талантом он вдохновлял бойцов на сражения, что и нашло отражение в одной из публикаций фронтовой газеты.
Где бы он ни был: в Москве, в Ташкенте, в Махачкале, в Буйнакске, куда его направляли поднимать художественную самодеятельность, везде Навахов не мог пройти незамеченным. Его виртуозную технику игры полюбили все, кто хоть раз слышал, как он перебирает клавиши на гармони, виртуозно растягивая меха до предела. И вряд ли кто, слыша его игру, мог подумать, что он не знает музыкальной грамоты.
К сожалению, сохранилось немного записей с его игрой. Телевидение готовилось снять о нем документальный фильм, но судьба распорядилась иначе. Шамиль Асаилович Навахов скоропостижно скончался. Казалось, весь Дагестан приехал его проводить… Он так и остался заслуженным работником культуры ДАССР, хотя поистине был горячо любим дагестанским народом. Гармонь Навахова родные подварили музыканту, потому что их отец говорил: гармонь должна играть.
Выставка призвана возродить память о великих музыкантах, рассказать молодым поколениям дагестанцев о их талантливых соотечественниках, о подлинном искусстве. Ведь гениальных людей единицы, они, как яркие звезды, блеснув во мраке ночного неба, уходят, оставив неизгладимый ясный след на небосклоне искусства.