– Предприятие подобного рода предназначено, в первую очередь, для улучшения природной атмосферы, это его основная цель: улучшить наш экологический климат, – рассказывает он. Во-вторых, это выгодно и с экономической точки зрения: дополнительное сырье для переработки. Можно снова вернуть на рынок тот же металл, дерево, бумагу.
– Расскажите коротко о производственных параметрах мусоросортировочного комплекса.
– Он оснащен высокотехнологичным оборудованием голландского, шведского, финского производства. Состоит из общей цепи конвейерных ленточных транспортеров, погрузочной части, барабана, который отряхивает мелкий мусор и пыль, мощных прессов, которые под давлением уменьшают объем мусора в десятки раз.
– Сколько этапов включает в себя процесс сортировки мусора, и какое его количество будет перерабатываться ежедневно?
– После того как коммунальные службы доставят на завод мусор, куча поэтапно переходит на транспортер, который находится на уровне пола. Здесь проходит первичная сортировка, где отделяются крупные предметы. Дальше транспортер весь груз поднимает на необходимый уровень и выгружает все в железный барабан, где происходит вторичная сортировка: из общей массы отделяются мелкий мусор, строительная пыль, щебень, песок и т.д. Все перечисленное попадает в специальный резервуар для утилизации. Затем мусор попадает на горизонтальную ленту, где по обе стороны люди вручную сортируют его: одни выбирают металл, другие – бумагу, третьи – пластик, стекло и т.д. Остаточный материал, подлежащий переработке, уходит в прессовочную машину, где сжимается, уменьшаясь в 30 раз.
– На что направлена конечная стадия программы сортировки?
– После сортировки остается разлагающийся мусор, не наносящий большого урона природе, земля с легкостью может освоить его в течение короткого времени. Все это вывозится на захоронение. И получается, что больший объем мусора мы транспортируем за меньшие деньги, а с другой – экономим вторично, так как мусор, который закапывается на полигоне, занимает меньше места. Не говоря уже о том, что туда не попадает пластик, который не сгниет никогда.
Говоря об объемах, которые завод способен перерабатывать, – это порядка 600 тонн в сутки.
– Что вы называете «полезным» мусором?
– Сегодня с успехом перерабатывают бумагу, пластик, стекло, резину. После сортировки запрессованный «полезный» мусор отправляется на склад, а после – на реализацию в различные предприятия, перерабатывающие вторичное сырье. Спрос на этот товар был и есть всегда как в республике, так и за ее пределами. К сожалению, в данное время подобных предприятий в Дагестане нет, но впоследствии планируется организовать строительство и перерабатывающего завода. Чтобы все это свершилось, необходимы совместные усилия и законодательной, и исполнительной власти. Конечным результатом должна стать принципиально новая система сбора, сортировки, утилизации, переработки мусора на территории города.
– Достаточно ли работы одного такого завода в городе, где проживает более семисот тысяч населения, справится ли он с общим объемом отходов?
– Конечно же, чем больше подобных предприятий, тем будет только лучше для экологии нашего края, здоровья людей. Пока этот уникальный комплекс единственный на всем Северном Кавказе. Думаю, это хороший старт для дальнейшего развития в этом направлении. Насколько я знаю, запланировано строительство подобных заводов в каждом городе Дагестана. Было бы очень неплохо реализовать задуманное.
– Мусоропереработка – это выгодный бизнес? На это указывает опыт западных стран, которые с ее помощью решают не только экологические задачи, но и неплохо зарабатывают.
– Предполагаю, что да, хотя опыт моей работы в этой сфере еще не достаточно велик, чтобы вникнуть во все «тонкости» мусора. Но я это дело изучал. Правда рынок наш несколько отличается от западного. Здесь необходимо вмешательство власти, которая играет решающую роль в экономическом и производственном плане.
– Сотрудники завода – кто они? И насколько безопасна работа на данном предприятии?
– Мы выбираем специалистов необходимых отраслей, на каждый производственный узел нужен свой специалист – это и инженеры-электронщики, инженеры-механики, инженеры-операторы. Все предприятие автоматизировано, оснащено современной техникой, и оно должно управляться людьми разбирающимися, знающими технику, прошедшими специализацию.
Что касается безопасности сотрудников, то для этих целей есть спецодежда, респираторы, предприятие дезинфицируется после каждой смены. Есть специальная котельная, вырабатывающая пар для дезинфекции. Помещения опрыскиваются веществами, нейтрализующими токсины и другие химические вещества. Санитарная составляющая здесь всегда в норме.
Наши работники по региональным меркам неплохо зарабатывают, работа, можно сказать, регулярная, круглосуточная. Сложа руки сидеть не приходится.
– Я знаю, что на Западе все граждане изначально исправно сортируют мусор, тем самым облегчая работу сортировщикам. Как убедить наших людей, чтобы они складывали отходы, в разные пакеты и контейнеры: пищевые в одни, твердый мусор в другие.
– Да, воспитать людей – это не завод построить. Задача вроде бы непосильная. Хроническое санитарное бескультурье не более чем оправдание бездеятельности.
Во многих городах России местные власти в союзе с общественностью сумели-таки преодолеть эту проблему.
Подобные предприятия даже изначально рассчитаны на такую сортировку. Для того чтобы приучить к «культуре» некоторых наших людей, нужны годы, и их нужно приучать постепенно. Но хочется верить, что не все потеряно, и на нашей, как говорится, улице, будет чисто и празднично.