Перекликаясь друг с другом и не теряя свой неповторимый акцент, такое единение рождает высокую ноту человеческого величия.
Приютившись, словно у горы, у левого бока Республиканской библиотеки им. Р. Гамзатова, лакский майдан блистал яркими нарядами артистов и веселым гомоном разной тональности. Музыкальный спектр между древним народным танцем Чаргу и свежими песнями народной артистки Дагестана Ларисы Гаджиевой звучал голосами лучших музыкантов Кулинского, Лакского, Новолакского районов.
Махачкалинка родом из Цовкра Марсижат, подойдя к стойкам канатной установки, вспомнила годы, когда ловко бегала по воздушной дороге. Дети, раскрепощенные смелостью цовкринских канатоходцев, выходили в дополнительно появляющиеся танцевальные круги или подтанцовывали на месте. В юных душах, как в зеркале, отражается сущность любого дела. Дети идут туда, где им вольготно.
15 сентября их тянула на лакский майдан неподдельная радость, царившая здесь.
Канатоходцы перекликались музыкой и движениями с пехлеванами на лезгинском майдане, а чинно сидящие перед лакским майданом аксакалы очень походили на годекан Агульского района. Только горцы со склонов Курудага были закутаны в шубы, но, как и сверстники с других майданов, зорко следили за всем, что происходит на импровизированных рабочих местах корзинщика, пекаря, пряхи, вязальщицы и ткачихи. Старинные жернова, ковши, подносы и другая утварь на сумахе с традиционным рисунком «фурар» в окружении горянок в национальных костюмах – это экспозиция Историко-краеведческого музея, возглавляемого Сафигат Исмаиловой.
– Музей находится в районном центре – селе Тпиг. Создан он по инициативе главы администрации Агульского района. После того как прошлой зимой музей сгорел, пришлось по крупицам собирать то, что сохранилось, – обводит взглядом представленную коллекцию Сафигат Гададовна, – это наша утварь, это предметы быта и орудия труда агульцев. У нас район животноводческий, но в разные этапы развития процветали различные ремесла, гончарное, которое здесь представлено глиняной посудой, потом плавно мастера перешли на медь… А махачкалинцы и гости столицы уже гладят медные бока утвари рутульцев и цахурцев, согласно месту проживания объединившихся в один майдан. Пряха в шелковом со складками платье и в чохто готова уступить место зрителю, желающему попробовать превратить клочья шерсти в изящную нить.
Песни на пяти титульных языках, призывно тянущие ноги в танцевальный круг, напоминали о том, что по многообразию национальностей Рутульский район в Юждаге следует сразу за Дербентским, представленным в праздничный день азербайджанским и татским майданами. Здесь под аромат шашлыков и лицезрение банок с овощными консервами яснее представлялось, насколько связаны народы горного края и их искусства, служащие развитию лучших духовных сил.
В общую цепь праздничных майданов яркими звеньями вписались расположившиеся рядом с Русским драматическим театром русский и чеченский майданы. Кизляр, Южно-Сухокумск и Тарумовка объединились в хороводах на ступеньках театра, а вокально-хореографический ансамбль «Эхо гор» из Хасавюрта отражал отзвуки досуга чеченцев. Прялка казачки за плетнем с глиняными кринками внешне отличалась от горской, но результат и того, и другого – бесконечная, как общая история дагестанских народов, прочная нить. И дополнительные доводы к этому то, что чеченский майдан заполняли не только нохчи и юная Заира Набиева из Куруша за ковроткацким станком петлю за петлей творила на глазах у зрителей очередной свой шедевр. Гончар Рабадан Шахбанов из Сулевкента воплощал в изделие многовековое искусство даргинцев.
– С земляками-чеченцами ведь мы друзья, – улыбается мастер глиняной лепки, получив ответный кивок от сидящего рядом лудильщика.
– А можно у вас их купить? – залюбовалась кружевными платками чеченских мастериц пожилая махачкалинка.
Вдохновение дает крылья не только художнику и поэту, без него сложно и ремесленнику. Майданщики, воодушевленные всеобщим вниманием, творили и развлекали гуляющих горожан и гостей города-юбиляра. И способность достичь единства при разнообразии была настоящим триумфом пройденных испытаний.
Композитор, недавно назначенный начальником Управления культуры Ногайского района, Яхья Кудайбердиев – знаток фестивальных торжеств и праздников. С его приходом в районе появился новый детский хореографический ансамбль «Карлаш», который уже успел показать себя в мае на международном фестивале в Турции, а в будущем тоже будет участвовать в столичных праздниках. А пока музыкальное искусство ногайцев представлял прославленный «Айланай».
– К этому мероприятию мы особенно готовились, – признался Яхья Таймасханович, –потому что мы отмечаем двойной праздник: юбилей столицы и День единства народов Дагестана – особый, хороший, добрый праздник, к которому мы, все народы республики, вместе и каждый из нас в отдельности давно стремились. Хотел бы от имени нашего майдана, в миниатюре представляющего наш народ, поздравить всех дагестанцев с этим замечательным праздником.
Праздник в самом деле порадовал, особенно тех, кто не столкнулся с некоторыми негативными нюансами, без которых, конечно, не обойтись яркому событию.
«И еще, я понимаю трудно, но все-таки надо запретить полицейским, тем более в штатском обращаться на «ты» к людям, особенно если они обращаются к человеку, приехавшему на отдых в город, со словами «иди сюда, обыщу», – к словам сожаления махачкалинского блогера, вошедшего в этот день в роль туриста могут присоединиться и те, кто попал под бдительный взгляд правоохранителей.
Детская люлька – атрибут каждого национального майдана. Из нее вышли мы все, но благородность личности определяется отношением к взлелеявшему ее предмету, человеку, народу и месту на протяжении всей жизни. И чтобы это было не показным. А таким неподдельным, как на большинстве майданов.
На земном шаре около полусотни населенных пунктов с названием Майдан, начиная от Белоруссии и до Сербии, но майданы, как объединяющая сила, – это не территория, а отражение смысла существования.