Горизонты общественного совета

Этот совещательно-консультативный орган должен способствовать становлению гражданского общества и формированию его институтов, помочь согласованию интересов горожан, общественных объединений и органов местного самоуправления. Кроме того, Совет осуществляет общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования и привлекает жителей столицы к открытому и гласному обсуждению наиболее важных вопросов социально-экономического развития Махачкалы.
Председателем Общественного совета избран доктор юридических наук, профессор Дагестанского государственного университета Абулмуслим Муртазалиев. Он на протяжении двух созывов возглавлял Общественную палату РД, был членом Общественной палаты РФ третьего состава.
–Абулмуслим Магомедович, какими критериями и подходами Вы руководствовались, когда согласились войти в состав Общественного совета города Махачкалы и возглавить его?
– Прежде всего, научными интересами и пониманием тех задач, которые должен решать вновь создаваемый Совет. Дело в том, что кафедра теории государства и права юридического факультета ДГУ, которую я возглавляю уже более 15 лет, занимается научными исследованиями вопросов укрепления институтов российской государственности, формирования гражданского общества и правового государства. Ещё в 2000 году мы в ДГУ провели тематическую республиканскую научно-практическую конференцию, посвященную этим вопросам, и для нас интерес представляет не только теоретический, но и практический аспект вопросов государственности и формирования гражданского общества, чем в определенной степени и было обусловлено мое вхождение в Общественную палату РД и РФ. Видимо, учитывая мой предыдущий опыт работы в этой области, Глава города Махачкалы С.Д. Амиров и предложил включить меня в состав Общественного совета столицы Дагестана. При этом с самого начала было заявлено о желании Главы города создать хорошо работающую общественную структуру, которая поможет налаживать более тесное взаимодействие общественных организаций и органов муниципальной власти в Махачкале. Думаю, что Общественный совет столицы станет открытой площадкой для обсуждения наиболее важных вопросов не только Махачкалы, но и других муниципальных образований республики.
Принимая решение о вхождении в Совет, я также полагал, что проводимая городскими властями системная работа по реконструкции города, его экономические перспективы должны привести к созданию новых социальных механизмов управления городом с участием населения. Члены Совета изъявили желание совместно с другими общественными организациями активно участвовать в налаживании более тесного взаимодействия между городской властью и населением, способствовать созданию в столице во всех отношениях здоровой социальной и экономической атмосферы, возрождению утраченных за последние годы традиций по воспитанию подрастающего поколения. Работа в Общественном совете города Махачкалы представляется мне интересной и в плане решения конкретных жизненных проблем махачкалинцев.
– Как формировался Общественный совет и кто на сегодняшний день составляет ядро этой организации?
– Общественный совет при Главе города Махачкалы как консультативный орган функционировал и прежде. В него входили более 200 человек. Вновь образованный Совет создается в новом формате – не при Администрации города Махачкалы, а как Общественный совет муниципального образования. Тем самым как бы априори он в своей работе имеет автономность. Теперь в Совете
52 человека. Он формировался из равных частей, утвержденных Главой города Махачкалы и Махачкалинским городским Собранием.
Согласно положению Совет формировался из представителей общественных организаций и иных структур, представляющих институты гражданского общества, соответственно требовалось их выдвижение коллективами с представлением комплекта необходимых документов. Но самое главное – это искреннее желание того, кто выдвигался в состав Общественного совета, работать, приносить какую-либо пользу обществу. В Совете много авторитетных и известных в республике людей, хорошо знающих городские проблемы и понимающих, как их можно решать. Среди них – строители, экономисты, бизнесмены, педагоги, медики, юристы, представители некоммерческого сектора и средств массовой информации. При формировании Общественного совета городские власти учитывали и территориальный аспект: в него вошли представители от всех городских поселений. Мы сразу же поставили перед ними задачу – активизировать контакты с местным населением для регулярного изучения общественного мнения по тем или иным волнующим людей вопросам, сбора предложений и обращений от граждан.
Думаю, что нам все-таки в Совете не хватает пока профессиональных юристов, особенно практикующих в вопросах защиты прав граждан. Будем выходить из ситуации за счет привлечения преподавателей и старшекурсников юридических факультетов ДГУ, ДГПУ и Правовой академии.
На первом заседании мы провели выборы председателя, заместителя председателя (Гасен Балатов), секретаря Совета (Вера Махмудова) и председателей трех комиссий: по вопросам экономического развития и охраны окружающей среды (Мухтар Оздеаджиев), по социальным вопросам, развития культуры, образования, национальной и межконфессиональной политики (Абдурахман Гусейнов) и комиссии по вопросам обеспечения законности и правопорядка (Арсланали Омаров).
Со временем состав Совета будет обновляться, и как рабочий орган он должен формироваться на профессиональной основе, чтобы каждый член в меру своих способностей мог внести достойную лепту в решение общегородских проблем. С одной стороны, важно, чтобы Совет не стал декларативной структурой, выражающей интересы только Администрации города Махачкалы, а с другой стороны, надо сделать так, чтобы он не превратился в трибуну для необоснованной или неконструктивной критики, как сейчас говорят, уличной оппозиции. Если критикуешь, то обосновывай свою позицию или предлагай пути решения возникшей проблемы. Мы, как члены Совета, должны искать точки соприкосновения между властью и народом и только на этой основе усиливать влияние общества на властные структуры и повышать социальную базу местной власти.
– Какие вопросы уже включены в план работы Общественного совета?
– Чтобы определить план работы и рационально использовать имеющиеся ресурсы, рабочей группой по формированию Совета проводилось анкетирование всех кандидатов в члены Совета (специальная анкета была предусмотрена в числе необходимых документов). Сейчас мы изучаем различные информационные и официальные источники, в которых отражены некоторые городские проблемы. Проанализировав анкеты и предложения членов Совета, высказанные на заседаниях комиссий, мы убедились, что большая часть предложений затрагивает экономические вопросы и, прежде всего, сферу жилищно-коммунального хозяйства. Внесено немало предложений правового характера, касающихся усовершенствования нормативной базы деятельности органов местного самоуправления, защиты прав человека, противодействия коррупции и экстремизму. По мнению наших экспертов, люди высказывают недовольство качеством образования и медицины. Таким образом, мы наметили главные направления, по которым и идет подготовка общего плана работы Общественного совета. Следующим этапом станет коллективное обсуждение плана работы проекта, подготовленного комиссиями, и его утверждение.
– Какие приоритеты у вашего Совета в вопросах сотрудничества и взаимодействия с другими институтами гражданского общества?
– Думаю, что Общественный совет столицы должен служить определенным ориентиром для работы многих других Советов муниципальных образований республики. В этой связи мы будем оказывать посильную методическую помощь общественным советам муниципальных образований республики по организации их работы, определять совместные мероприятия в рамках Ассоциации. Естественно, будем сотрудничать со всеми общественными, некоммерческими организациями, реализующими свои проекты в столичном округе по профильным вопросам их уставной деятельности. Также мы настроены тесно взаимодействовать со всеми консультативными общественными органами города, в том числе с Советом старейшин
г. Махачкалы. Конечно, будем активно сотрудничать и с другими общественными институтами гражданского общества и, в первую очередь, с Общественной палатой РД.
– Кстати, в каком состоянии, на Ваш взгляд, находятся институты гражданского общества в Дагестане?
– По состоянию развития гражданского общества Россия в целом пока отстает от многих стран мира, а Дагестан – от других российских регионов. Косвенным показателем развития гражданского общества является количество НКО на душу населения. По этому параметру наш регион продолжает отставать.
Относительно хорошо у нас развиты СМИ, поскольку многие из них могут открыто высказывать свое мнение, порой прямо противоположное официальному. Это хороший показатель для характеристики взаимодействия общества и власти, и можно рассчитывать, что это послужит хорошей основой для защиты интересов дагестанцев, новых идей, а также других институтов гражданского общества. Когда у нас спадет напряженность, связанная с террористической и экстремистской активностью, меньше станет военных и вообще людей в погонах, тогда в принципе процесс гражданской активности может стать более полноценным и содержательным. Если власть будет отдавать приоритет силовым методам решения возникающих проблем и на этой основе осуществлять свое взаимодействие с населением, если она не будет находить приемлемые формы и методы работы, то социальная напряженность будет сохраняться, и процессы становления институтов гражданского общества будут активно сдерживаться.
– Да, к сожалению, вопрос эффективности работы институтов гражданского общества продолжает оставаться актуальным. На Ваш взгляд, в чем суть этой проблемы: плохо работают гражданские институты или к их рекомендациям никто не прислушивается?
– И то, и другое. Пока что реальная работа институтов гражданского общества идет, как правило, с государственной поддержкой. В нормально развивающемся обществе этот процесс должен идти естественным путем, то есть такие институты должны возникать и функционировать преимущественно по инициативе самих граждан. У нас пока этого нет, потому что общество ещё не созрело и не осознало такой необходимости. Во многом и люди от власти не привыкли видеть возле себя представителей общественности, считая себя пожизненными властителями и вершителями человеческих судеб. Полагаю, что только сильные характером и уверенные в себе руководители способны реально взаимодействовать с общественностью и решать с учетом их мнения самые важные вопросы. Тем более нужно понимать, что такое взаимодействие становится уже велением времени, и для нас в нынешней ситуации это имеет исключительное значение. Ведь сейчас очень важно разрабатывать региональные программы, направленные на профилактику экстремизма, особенно в молодежной среде, принимать меры по вовлечению наиболее способных молодых людей в управление и работу муниципальных образований через системы общественных советов и иных структур представительства от населения.
– Есть такое мнение, что государственная поддержка мешает полноценной работе институтов гражданского общества. Как Вы думаете?
– Мы уже говорили о том, что организовать работу общественных институтов без поддержки органов власти сложно и подчас даже невозможно. Но Вы, как я понимаю, говорите о другой стороне вопроса: когда гражданские институты проявляют определенную активность и принципиальность, а «административная поддержка» может повлиять на них как сдерживающий фактор. Конечно, создать в одночасье работоспособный, эффективно функционирующий общественный институт невозможно. Поэтому очень важно наполнить предусмотренную законодательством форму широкого участия граждан во власти инициативными людьми, которые высказывают свое мнение и предлагают то, что сегодня можно и нужно делать. Если в таком ключе будут работать этот и все другие общественные советы, то перспектива у нас неплохая. Современный чиновник, администратор должен уметь работать с институтом общественности, поскольку и в центре, и на местах уже созданы и продолжают создаваться различные общественные институты для того, чтобы руководители различных уровней власти могли слышать различные мнения и предложения людей. Поэтому очень важно, используя формы общественной самодеятельности, установить нормальный диалог власти с населением, причем на всех, даже самых высоких уровнях.
– Как мне кажется, дагестанское общество крайне политизировано. На Ваш взгляд, это хорошо или плохо?
– Чрезмерная политизированность может мешать нормальному политическому процессу, осуществляемому законными методами. Политизация общества должна способствовать легитимности власти, законному её формированию и функционированию.
Если в обществе имеются политические силы (партии, организации, структуры), которые стремятся не столько сами попасть во власть, сколько добиваться того, чтобы она нормально функционировала, то следует признать, что в целом это хороший уровень политизации общества. Этому и должна способствовать деятельность общественных советов, которая так же, как и Общественная палата РД, не должна быть политизированной, то есть ориентированной на определенную политическую партию или персоналию.
Думаю, что в Дагестане ситуация в этой сфере такая же, как и в целом по России. Некоторые попытки усилить административные ресурсы воздействия власти на общество не имеют перспективы, а напротив могут ещё более обострить противоречия между различными слоями общества в стране.
– Как я понимаю, ваш Общественный совет должен разработать механизм гражданского участия в социально-экономической жизни города жителей Махачкалы. Как это можно сделать?
– Прежде всего, это общественные слушания, на которых будут обсуждаться наиболее актуальные вопросы города. Организуемые Советом общественные слушания, обсуждения предполагают рассмотрение проблем с различных точек зрения: со стороны органов власти, общественных структур или других заинтересованных сторон с целью выработки наиболее приемлемого и верного решения. По итогам обсуждений вырабатываются рекомендации для соответствующих ведомств и органов власти. Общественные обсуждения на заседаниях Совета, комиссий и рабочих групп – это основная форма нашей работы. Обсуждению, разумеется, предшествует предварительная подготовка. Для этого создается группа, которая изучает материалы, подготавливает по ним свои предложения, проводит предварительные обсуждения и уже на пленарном заседании с участием всех членов Совета и экспертов принимает соответствующее решение. Мы планируем организовать круглые столы непосредственно в поселках, которые примыкают к Махачкале.
Предусмотрены и другие механизмы участия граждан в общественной работе. Это, к примеру, общественная экспертиза муниципальных нормативно-правовых актов, результаты которой будут представлены Главе города Махачкалы и Махачкалинскому городскому Собранию. Еще одно важное направление – осуществление общественного контроля над деятельностью органов исполнительной власти и городских служб. Оно тоже записано в положении об Общественном совете. Но поскольку Совет не наделен административными полномочиями, мы будем информировать руководство города о том, где мы видим проблемные участки, будем ставить в известность ответственных лиц о необходимости принятия соответствующих мер. Наш контроль направлен на то, чтобы муниципальные структуры и конкретные муниципальные служащие добросовестно выполняли свои должностные обязанности.
Еще одно важное направление – это работа с обращениями граждан. Здесь надо подчеркнуть, что Общественный совет не может заниматься обращениями по вопросам частного характера, поскольку у нас нет для этого необходимых полномочий и ресурсов. Такого рода жалобы граждан мы будем направлять ответственному должностному лицу и учитывать при обобщении практики обращений граждан и принятии наших рекомендаций. А что касается коллективных обращений граждан, то мы будем их рассматривать и после проверки и обсуждения адресовать свои предложения городским структурам. Глава города Махачкалы С.Д. Амиров с самого начала нашей работы ориентирует всех членов Совета на то, чтобы они детально вникали во все вопросы городской жизни.
– Если говорить о поселках городского типа, одним из актуальных здесь является земельный вопрос. Какие механизмы общественного контроля Вы готовы предложить, чтобы снизить уровень напряженности в этом вопросе?
– Как мы видим, органы власти нацелены на то, чтобы такие проблемы не доходили до протестных акций, а решались законными цивилизованными способами. Земельные отношения в Дагестане очень запутаны, имеются разночтения и в самом законодательстве. Такого сложного региона в плане земельных отношений, как наш, трудно найти в стране. Наверное, в этом вопросе требуется несколько смелых политических решений, чтобы в земельном законодательстве были сняты имеющиеся пробелы и противоречия. Сейчас в республике предпринимаются определенные шаги, чтобы допустить передачу в частную собственность земли сельскохозяйственного назначения, и это в принципе правильное направление, если только владельцами этих земель не станут те, кто не намерен на них работать. Ошибки приватизации 90-х годов до сих пор напоминают о себе, поэтому надо предусмотреть реально работающий механизм защиты интересов в первую очередь сельского населения.
Есть вопросы и другого порядка. Как известно, в прилегающих к городу поселениях многие строения возводились без разрешительных документов. И делалось это, конечно же, без учета возможности создания на этих территориях в последующем определенной инфраструктуры, например, общественных дорог. Когда уже все застроено, сложно отводить участки для общественного пользования. Видимо, садоводческим обществам, вошедшим в состав городского округа, надо вместе подумать, чтобы они действительно входили в состав городского округа с соответствующей инфраструктурой. Я не исключаю, что определенные проблемы возникают из-за работы бюрократического аппарата и коррупционных интересов чиновников, занимающихся земельными вопросами. С учетом этого мы будем с выездом на место анализировать, обсуждать и эту группу вопросов и предлагать в своих решениях то, что нам представляется возможным и необходимым.
– Кто контролирует вашу работу, перед какими организациями или органами власти должен отчитываться Общественный совет?
– Никакой отчетности и тем более перед органами власти не может быть в силу законодательно установленных правил и норм. Но внутри Совета определенный механизм отчетности предусмотрен. Так, члены Совета по истечении года работы отчитываются на заседании комиссии, а комиссия – на заседании Общественного совета. Затем отчет утверждается и публикуется в печати. Наряду с отчетом публикуется и доклад о состоянии гражданского общества в Махачкале. Это очень важный документ, который затем будет представлен Главе города Махачкалы, городскому Собранию и Совету муниципальных образований РД для изучения и использования в своей работы.
– Что предпринимается для обеспечения прозрачности вашей работы и доступности Совета для горожан?
– Уже открыта страница на городском портале. Пока там содержится общая информация о Совете, о его членах и коротко рассказывается о его деятельности. Через интернет-портал мы наладим опрос общественного мнения по актуальным вопросам городской жизни, в газете «Махачкалинские известия» будем вести рубрику «Общественный совет».
Планируем активно использовать традиционно сложившиеся формы взаимодействия и сотрудничества с СМИ. Для этого уже организована пресс-служба, которую возглавляет член Совета кандидат филологических наук, доцент ДГУ Татьяна Гамалей. Поскольку в составе Совета достаточно профессиональных журналистов и писателей думаю, что наша работа будет максимально прозрачной для СМИ. Доступность членов Совета будет обеспечиваться также путем организации приема граждан, изучения их мнения по актуальным вопросам через обращения, приглашения их представителей на общественные слушания.
Важно, чтобы население не преувеличивало возможности Общественного совета и вместе с тем адекватно оценивало его роль в жизни нашего города. Общественный совет – это площадка для апелляции к власти, влияния на нее и одновременно сотрудничества с органами местного самоуправления муниципального образования для решения самых актуальных проблем.
Для работы нам уже выделили помещение в Администрации города Махачкалы. Наш юридический адрес: 367012, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 2, тел./факс: (8722) 67-10-49, e-mail: osovet@mkala.ru, имеется страничка на городском портале (http://www.mkala.ru). Приходите, пишите, звоните.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам