Иманшапи Хазамов: «Хатир» – мое богатство и моя бедность»

– На сельхоздеятельности много не заработаешь. Много нервов и сил приходится вкладывать в любимое дело, – руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Иманшапи Хазамов по дороге в поселок Красноармейск сразу мне признается: не будь он энтузиастом, вряд ли что-нибудь у него получилось. Ведь выделенные ему земли при распаде совхоза «Дахадаевский» находились не в лучшем состоянии. Можно сказать, что все приходилось начинать с нуля. И первым, за что взялся инициативный фермер Хазамов, стало овощеводство. Выращенные помидоры он отвозил на рынок. Вначале все шло хорошо: хозяйство находилось в поселке, и значит, до рынка сбыта рукой подать. Но потом пришлось ему отказаться от этой затеи: не было возможности хранить или перерабатывать томаты. «Вспомните, какие раньше помидоры были» – говорит мне И. Хазамов, – какой у них вкус был и запах, а сейчас в основном все помидоры привозные…»
Согласно киваю головой. Отрицать сказанное было бы несправедливо, потому что запах настоящих (не побоюсь этого слова) помидоров – это часть моего детства, о котором я тоже ностальгирую временами.
Мысленно переношусь вместе с моим собеседником в далекий 1993 год. В то время он решал, в каком направлении идти. Но дагестанская ментальность взяла верх: Хазамов выбрал животноводство и решил придерживаться этого направления как профильного. На выделенных ему землях он с помощью родственников (как сам он выразился, «методом народной стройки») обустроился, как мог. Возвел коровник, помещения для содержания крупного и мелкого рогатого скота. Начал постепенно наращивать темпы производства. За двадцать лет работы Хазамов приобрел немалый опыт в плане ведения сельскохозяйственной деятельности. Хотя и по сей день сожалеет, что не поступил в свое время в сельхозакадемию. Однако многолетний стаж работы и высшее экономическое образование (Хазамов окончил престижный факультет советской торговли) безошибочно подсказывают ему, какие шаги необходимо делать для развития КФХ, чем собственно он и занимается на протяжении всего времени.
Территория, занимаемая КФХ «Хатир», составляет около 10 гектаров, причем вся площадь полезная. Да и этого не хватает, признается Иманшапи Хазамов. Ведь скотине что надо: комбикорма, сено и медикаменты. Чтобы минимизировать расходы, «Хатир» должен сам заняться производством хотя бы одной из перечисленных составляющих.
– Здесь как бывает, – поясняет он. – С ранней весны до середины июня – травостой. А потом начинается зной, и трава выгорает под палящими лучами солнца…
Вот почему Хазамов хочет создать СПОК (сельскохозяйственный потребительский кооператив), это поможет сократить расходы на корма. Ведь увеличить объемы площадей он пока не может, зато, объединившись с другими фермерскими хозяйствами на базе созданного им ООО «Овен» – КФХ «Хатир», КФХ «Патимат», «Асхабали», «Помидор», «Хлорофилл», «Южанин» и другие ЛПХ – можно использовать дополнительные площади под выпас скотины.
– В этом году хотел люцерну посадить, да не успел, – сожалеет он. Непогода нарушила его планы. Комбикорма он закупает в Ставропольском крае. А они, как выясняется, дорожают каждый год. Конечно, есть местные производители зерна, но этого недостаточно, говорит И. Хазамов.
На собственной земле выращивать корма тоже нет возможности. Со временем площади, полезной для сельхоздеятельности, почти не остается, вокруг возводятся объекты иного назначения, поэтому говорить о расширении поля деятельности в буквальном смысле этого слова не приходится.

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДУШИ
Экскурсию по хозяйству Хазамов начинает с коровника. Первое, что впечатляет, – запах, скажем так, непривычный обонянию городского жителя. Немного замешкавшись, следую по продолговатому коридору стойла. Хазамов останавливается перед лежащим на полу утепленным тряпьем и откидывает край ткани. Внутри оказывается теленок, родившийся некоторое время назад. От его дрожащего тела исходит пар. Справившись у работников, что да как, Иманшапи Хазамов спешит в глубь стойла, чтобы показать мне свою гордость – внушительных размеров быка Яшку. Бык почему-то отворачивается от нас. Хазамов улыбается: «Вот и скажи после этого, что они ничего не понимают», – комментирует он мне поведение упрямого быка, отказавшего мне в фотосессии.
«Здесь мое рабочее место», – то ли шутя, то ли всерьез говорит фермер, обводя взглядом коровник, и дальше мы идем смотреть на мелкий рогатый скот. Из всего стада выделяется черный ягненок с белым пятном на голове. Мне приходит мысль в голову, что из меня получился бы плохой фермер: как подумаешь, что этого и подобных ему ягнят отправляют на рынок в освежеванном виде, поневоле станешь вегетарианцем.
 Хазамов рассказывает мне, что около 1000 овец он содержит в Левашинском районе (опять-таки по причине нехватки выпасных площадей). Ежегодно его крестьянско-фермерское хозяйство наращивает темпы производства, но как самый настоящий фермер, привыкший работать, а не бумажки писать, он недолюбливает статистику и разные отчеты. Наверное, еще и потому, что в других странах такие отчеты используются для регулирования спроса на рынке. У нас же рынок пока нерегулируемый.
Вообще занятие сельским хозяйством он относит к категории занятий «для души». «Приезжаю сюда и душой отдыхаю, – говорит он. – И хочу, чтобы мои дети тоже пошли по моим стопам». В городе много суеты и соблазнов, а в любви к земле и труду он видит спасение от разных бесполезных увлечений. Такая вот у него философия жизни.
Но у сельского хозяйства, помимо философского, конечно же, имеется и другая – практическая – сторона: благодаря таким фермерам, как Хазамов, цены на мясомолочные изделия остаются в разумных пределах (в том смысле, что не зашкаливают), а уж сам факт того, что нам – потребителям – удается купить на рынке свежий, натуральный, а значит, полезный товар, несомненно, радует.
Хазамов рассказывает мне, что весь процесс в его крестьянско-фермерском хозяйстве пока что не автоматизирован. Даже дойка производится вручную. Все дело в рублях, а точнее, в их нехватке. Об этом и пойдет далее речь.

КРЕДИТ, СТРАХОВКА, ЗАКАЗЫ И ВТО
– Почему бы вам тогда кредит не взять? – задаю логичный вопрос. Вот тут-то и выясняется, что вся загвоздка не в самом кредите, а в том, что под кредит требуется внести залог. Конечно, давать кредит под честное слово никто не будет, это Хазамов прекрасно понимает. Но, по его разумению, было б лучше упростить систему выдачи кредитов для людей, занятых сельским хозяйством. А так проблема отсутствия залога заставляет его стоять на одном месте: земля не в собственности фермера, значит, ее он заложить не может. А нет залога – нет и кредита, нет кредита, значит, нет и государственного субсидирования. Вот такой замкнутый круг.
Правда, было время, когда городская администрация могла выступить гарантом перед банком для получения кредита. Хазамов не воспользовался тогда такой возможностью. Как он признается, было неудобно отвлекать Главу города Махачкалы своими проблемами.
Хазамов говорит, что любая поддержка фермерам очень ценна. И особенно она ощущается со стороны городских властей. Ежегодно в Администрации города Махачкалы подводятся итоги городского конкурса среди КФХ и ЛПХ на звание лучшего, и этим, по мнению Иманшапи Хазамова, создается очередной повод фермерам встретиться с Главой города Махачкалы Саидом Джапаровичем Амировым и озвучить свои перспективы и волнующие их вопросы. Глава города Махачкалы всегда внимателен к нам, благодаря его поддержке нам многое удается, говорит фермер.
Одним из проблемных вопросов для его КФХ является вопрос с электроэнергией. Фермер хочет установить трансформатор, но ему дали понять, что за техусловия он должен заплатить 120 тысяч рублей.
 Вообще круг вопросов, волнующих фермера, достаточно широк. Почему, к примеру, страховые компании отказываются оформить страховку на урожай или скот. Ведь предусмотрены виды страхования на разные случаи, а к сельскому хозяйству у страхователей уж слишком осторожный подход, хотя, казалось бы, здесь риск вероятности возникновения страхового случая такой же, как и везде. Да и в цивилизованных странах мира такое страхование давно практикуется.
Но мы будем развиваться, уверенно говорит он. Хазамов вообще не из тех, кто привык сидеть сложа руки и довольствоваться тем, что есть. Он много работает и пробует новые виды деятельности на своих гектарах. Вот, к примеру, в прошлом году он решил сажать капусту. Закупил голландские семена, нанял людей для ручной прополки и взялся за дело, правда, потом пришлось приостановить. Дело не наладилось. Сейчас подумывает начать разводить кроликов и в который раз уже перед тем, как начать дело, задается вопросом, а будет ли востребован этот товар на рынке.
К вступлению России в ВТО он относится настороженно. «У меня два высших образования, но я до сих пор сам не могу понять, что дает нашей стране это вступление, и как нам, фермерам, в этих условиях дальше работать: что производить, а что нет».
– Опасаетесь, что сюда хлынут продукты по демпинговым ценам? Или вам нужен мониторинг рынка, чтобы вам выставили спрос?
– Нужен, ведь пока мы традиционно придерживаемся мнения, что на баранину-говядину у дагестанцев всегда будет спрос.
Возьмите, к примеру, Ботлихский район. Испокон веков этот район славился своими плодовыми культурами и считался садоводческим. А сейчас туда в войсковые части поставляют яблоки из Чувашии. А свой производитель – дагестанец – не может поставлять продукцию этим закрытым учреждениям. Вот такой расклад, – разводит он руками.
Ему, конечно, легче и лучше было бы работать на заказ. Имеется в виду, если бы его КФХ закрепили бы за какими-либо учреждениями, больницами или школами. Как он признается, таким образом, и стимул работать появляется. Знаешь, сколько и кому ты должен поставить продукции. Ведь, чтобы вырастить одного бычка, требуются как минимум два года и определенные финансовые вложения, тогда как плоды его кропотливого труда не дают такой быстрой прибыли, как тем, кто стоит за рыночными прилавками. А пока, как говорит Хазамов, он не ощущает конкуренции со стороны других дагестанских производителей. Хотя на этот счет я ему возразила, что пока дагестанских производителей не так-то и много.

КУДА СБЫТЬ?
Рынки сбыта фермера находятся как в Дагестане, так и за его пределами. В основном это МУП «Махачкалапродукт» и некоторые медицинские учреждения. Вся мясомолочная продукция крестьянско-фермерского хозяйства «Хатир» проходит тщательную проверку ветеринарных служб, поэтому за качество своей продукции Иманшапи Хазамов всегда спокоен. Спрашиваю о переработке мясной продукции, Хазамов отвечает, что пока она заключается в изготовлении традиционных для дагестанской кухни сушеной колбасной продукции из мяса. В планах создать на территории КФХ бойню и разделочную.
 КФХ «Хатир» принимает участие в выставках-ярмарках по всей России, где товар идет по своей цене – это еще один рынок сбыта его продукции.
– А как же многочисленные банкетные залы, где ежедневно играются свадьбы, или, допустим, рестораны и кафе? Туда вы не пробовали предлагать свою продукцию?
– Пытался. Но со временем оказалось, что запросы у такого рода заказчиков только на определенные части туши, а я не могу продавать частями, только целиком.
Хазамов присматривается к опыту других фермеров. «Век живи – век учись», – считает он. И образованное им ООО «Овен», куда входит семь крестьянско-фермерских хозяйств, нацелено на разумное взаимовыгодное сотрудничество фермеров. В чем оно заключается? Хотя бы в том, что фермеры поочередно отвозят в город произведенную ими продукцию. А еще каждый из фермеров берет на себя обязанность выращивать объединенное стадо нескольких фермерских хозяйств в зависимости от возрастной категории скота.
Этот год для фермера юбилейный – 20 лет со дня основания КФХ «Хатир». Иманшапи Хазамов планирует отметить его с дагестанским размахом – праздником первой борозды и скачками по случаю юбилея. И это только начало, уверен фермер, ведь нет предела совершенству.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам