Лицом к лицу…

«Автопортрет – портрет самого себя. Это некая тайна художника, отношение к себе, к искусству, к человеку, ко времени, к жизни», – считает автор и куратор выставки – директор музея Зарема Дадаева.
…Оживленный интерес к выставке – вполне предсказуемая ситуация. И объяснимая – увидеть тех, кого знаешь – их собственными глазами – необычайно занимательно. Особенно, если подумать и представить себе, что автор, оставшись наедине с собственным образом, а значит, без привычной обществу любезно-улыбчивой маски, выписывал свое первозданное «Я»… Трудно лукавить с самим собой, но и согрешить против истины весьма и весьма сложно. Это все равно, что собственноручно фотографировать себя на мобильный и каждый раз сомневаться, а соответствует ли изображение собственному представлению о самом себе. Так и хочется поспорить с техникой и упрекнуть ее в несовершенстве воспроизведения «я», хотя и понимаешь, что не в технике дело.
А когда все зависит от кисти, зажатой в собственной руке? Интересно, как протекает процесс «самоизображения» в этом случае. Возможно ли такое, чтобы художник спорил с самим собой, не доверял своей руке, все переделывал по десятку раз? И вот здесь, наверное, возникал извечный внутренний конфликт, присущий творческой личности. Конечно же, речь не идет о конфликте между долгом и чувствами, а, если можно так выразиться, о проблеме невозможности дистанцироваться от самого себя, чего, конечно же, не возникает при написании работ иного жанра. Безусловно, каждый человек, а тем более художник, понимает, что он личность многогранная. И для меня, к примеру, было любопытно увидеть, какую же из граней художник считает собственным «я» и готов ее выставить на всеобщее обозрение. Видит ли он себя философом, постигающим суть изображаемого, или весельчаком, идущим по жизни и живописующим все, что радует глаз, а может, он один из тех, кто отрешенно от земной суеты творит в мастерской, выплескивая на холсты эмоциональные бури своего сердца? Увидеть художника обычным человеком мне почему-то казалось чем-то из разряда кощунственных вещей. Как было сказано в одном из произведений (простите, если допустила неточности) у Оноре де Бальзака, характер формирует образ жизни, а образ жизни – внешность. Значит, закономерно было увидеть некую возвышенность в образе художника, и впрочем, так оно и было. Ведь с каждым новым автопортретом возникало ощущение, что рамки картины сжимают пространство вокруг творческой личности, готовой устремиться ввысь за своими идеями.
Но самое интересное было вот в чем: совершая экскурсию по залу, художники впервые выступали и оценщиками, и оцениваемыми в одном лице друг для друга. Такое было впервые, и явно пришлось по вкусу всем участникам экспозиции. По крайней мере равнодушные взоры как таковые отсутствовали. Вообще живой интерес к выставке читался не только в глазах зрителей, но и был заметен по тому, что словесная часть экспозиции привлекла внимание лишь официально заинтересованной в ней прослойки людей (журналистов, искусствоведов и тех, кому надлежало держать речь), остальные продолжали вращаться по залу, подпитываясь эмоциями и мысленно переваривая увиденное. И здесь было над чем поразмыслить… Миро Каган выдала автопортрет в форме цветовых ощущений и если верить тем, кто владеет семантикой цвета, – то превалирование голубого в работе можно рассматривать, как тяготение к стабильности на уровне подсознания. Автопортрет Магомеда Дибирова отсылал к воспоминаниям о детстве. Возможно ли такое, чтобы автор столь явственно помнил себя в таком возрасте, задавались вопросом особо любопытные и в поисках смыслового подвоха пристально рассматривали детали работы. Но если не интерпретировать, рискуя уйти и заблудиться в субъективизме, а углубиться в собственное подсознание и попытаться вернуться в образы детства, то можно понять, почему автопортрет выглядел именно так, а не иначе. Наверное, есть в этом устремление обратиться к первозданному душевному мироощущению, отбросив все наносное, чем неизбежно «обрастает» каждый из нас по прошествии десятков лет, когда уже и самому трудно ответить себе на вопрос, кто же «я» сегодня.
Выставка явила зрителям лица не только современных художников. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из фондов ДМИИ им. П. С. Гамзатовой проводили сравнительные параллели между мирами современного искусства и искусства прошлых лет.
«Автопортрет» стал в каком-то смысле опровержением есенинской истины: лицом к лицу лица не увидать. «Интерпретируя эмоциональное состояние, художник находит точный образ себя во времени. При этом изображение и реальность вовсе не обязаны соответствовать друг другу», – отмечает З. Дадаева. Трудно не согласиться, а лучше всего посетить выставку, чтобы увидеть и попытаться самому все понять.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам