Лицом к лицу…

«Автопортрет – портрет самого себя. Это некая тайна художника, отношение к себе, к искусству, к человеку, ко времени, к жизни», – считает автор и куратор выставки – директор музея Зарема Дадаева.
…Оживленный интерес к выставке – вполне предсказуемая ситуация. И объяснимая – увидеть тех, кого знаешь – их собственными глазами – необычайно занимательно. Особенно, если подумать и представить себе, что автор, оставшись наедине с собственным образом, а значит, без привычной обществу любезно-улыбчивой маски, выписывал свое первозданное «Я»… Трудно лукавить с самим собой, но и согрешить против истины весьма и весьма сложно. Это все равно, что собственноручно фотографировать себя на мобильный и каждый раз сомневаться, а соответствует ли изображение собственному представлению о самом себе. Так и хочется поспорить с техникой и упрекнуть ее в несовершенстве воспроизведения «я», хотя и понимаешь, что не в технике дело.
А когда все зависит от кисти, зажатой в собственной руке? Интересно, как протекает процесс «самоизображения» в этом случае. Возможно ли такое, чтобы художник спорил с самим собой, не доверял своей руке, все переделывал по десятку раз? И вот здесь, наверное, возникал извечный внутренний конфликт, присущий творческой личности. Конечно же, речь не идет о конфликте между долгом и чувствами, а, если можно так выразиться, о проблеме невозможности дистанцироваться от самого себя, чего, конечно же, не возникает при написании работ иного жанра. Безусловно, каждый человек, а тем более художник, понимает, что он личность многогранная. И для меня, к примеру, было любопытно увидеть, какую же из граней художник считает собственным «я» и готов ее выставить на всеобщее обозрение. Видит ли он себя философом, постигающим суть изображаемого, или весельчаком, идущим по жизни и живописующим все, что радует глаз, а может, он один из тех, кто отрешенно от земной суеты творит в мастерской, выплескивая на холсты эмоциональные бури своего сердца? Увидеть художника обычным человеком мне почему-то казалось чем-то из разряда кощунственных вещей. Как было сказано в одном из произведений (простите, если допустила неточности) у Оноре де Бальзака, характер формирует образ жизни, а образ жизни – внешность. Значит, закономерно было увидеть некую возвышенность в образе художника, и впрочем, так оно и было. Ведь с каждым новым автопортретом возникало ощущение, что рамки картины сжимают пространство вокруг творческой личности, готовой устремиться ввысь за своими идеями.
Но самое интересное было вот в чем: совершая экскурсию по залу, художники впервые выступали и оценщиками, и оцениваемыми в одном лице друг для друга. Такое было впервые, и явно пришлось по вкусу всем участникам экспозиции. По крайней мере равнодушные взоры как таковые отсутствовали. Вообще живой интерес к выставке читался не только в глазах зрителей, но и был заметен по тому, что словесная часть экспозиции привлекла внимание лишь официально заинтересованной в ней прослойки людей (журналистов, искусствоведов и тех, кому надлежало держать речь), остальные продолжали вращаться по залу, подпитываясь эмоциями и мысленно переваривая увиденное. И здесь было над чем поразмыслить… Миро Каган выдала автопортрет в форме цветовых ощущений и если верить тем, кто владеет семантикой цвета, – то превалирование голубого в работе можно рассматривать, как тяготение к стабильности на уровне подсознания. Автопортрет Магомеда Дибирова отсылал к воспоминаниям о детстве. Возможно ли такое, чтобы автор столь явственно помнил себя в таком возрасте, задавались вопросом особо любопытные и в поисках смыслового подвоха пристально рассматривали детали работы. Но если не интерпретировать, рискуя уйти и заблудиться в субъективизме, а углубиться в собственное подсознание и попытаться вернуться в образы детства, то можно понять, почему автопортрет выглядел именно так, а не иначе. Наверное, есть в этом устремление обратиться к первозданному душевному мироощущению, отбросив все наносное, чем неизбежно «обрастает» каждый из нас по прошествии десятков лет, когда уже и самому трудно ответить себе на вопрос, кто же «я» сегодня.
Выставка явила зрителям лица не только современных художников. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из фондов ДМИИ им. П. С. Гамзатовой проводили сравнительные параллели между мирами современного искусства и искусства прошлых лет.
«Автопортрет» стал в каком-то смысле опровержением есенинской истины: лицом к лицу лица не увидать. «Интерпретируя эмоциональное состояние, художник находит точный образ себя во времени. При этом изображение и реальность вовсе не обязаны соответствовать друг другу», – отмечает З. Дадаева. Трудно не согласиться, а лучше всего посетить выставку, чтобы увидеть и попытаться самому все понять.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Юный предприниматель из Махачкалы решил помочь в покупке теплой одежды для военнослужащих

Юный предприниматель из Махачкалы Ибрагим Магомедов выразил желание оказать помощь в приобретении теплой одежды для соотечественников, которые выполняют боевые...

Суд обязал снести самовольную постройку в пригороде Махачкалы

Верховный суд Дагестана постановил снести незаконный многоквартирный дом в пригороде Махачкалы, сообщает пресс-служба правового управления администрации города. Объект расположен в...

И.о. мэра Махачкалы в ставропольском военном госпитале посетил раненых бойцов

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов в рамках рабочей поездки вместе с коллегами и главой Ставрополя Иваном Ульянченко посетил...

Присяжные в Махачкале в третий раз оправдали обвиняемых в убийстве начальника охраны нефтепровода

Верховный суд Дагестана в Махачкале на основании вердикта присяжных в третий раз вынес оправдательный приговор в отношении обвиняемых в...

В Махачкале остановили незаконную стройку прямо на дороге

Работники администрации Ленинского района Махачкалы остановили незаконное строительство в микрорайоне Анжи. Махачкалинец начал строительство, как он утверждает, на своем земельном...

Ризван Газимагомедов встретился с главой Ставрополя

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов в рамках рабочей поездки встретился с главой Ставрополя Иваном Ульянченко. Во встрече также...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам