Саат Ахмедовна Алипулатова… больше пяти лет уже прошло, а близким ее все не верится: кажется, что она по-прежнему ждет их дома, и беспокоясь, ворчит, если кто-то из родных запаздывает с работы. Ей, некогда взвалившей на свои плечи все тяготы семейного быта и в одиночку воспитавшей шестерых детей, хочется посвятить гимн любви детей к своим матерям. Но разве можно передать всю эту нежность и любовь словами? Они меркнут перед чувствами… как жаль, что и чувства, не выраженные, не подаренные когда-то близкой душе, тонут в повседневной суете. Казалось, что все еще успеется, да и зачем тратить время: ведь мама и так все поймет без слов. Но быстротечное время в самый неожиданный момент ставит преграду, выбивает почву из-под ног. Есть и нет, было и прошло…и уже только в воспоминаниях она по-прежнему рядом, она согревает, дарит любовь, советует, учит. Не хватает ее уроков добра, мужества, терпения, порядочности, трудолюбия, милосердия: сейчас по прошествии стольких лет понимаешь, что важнее их нет ничего на свете.
Саат Ахмедовна не могла дать своим детям богатств и власти: простой горянке было невдомек, зачем это все человеку, главное, чтобы на жизнь хватало. Превыше всего она ставила добропорядочные отношения между людьми, и такие ее уроки доброты духовно обогатили детей, сделали их полноценными людьми. Как истинная мать смысл жизни она видела в счастье своих детей и ради них, не жалея себя, трудилась, не сетуя на судьбу, так рано лишившую ее поддержки мужа. И не привыкать ей было к работе. Родившись в многодетной семье, как заповедь усвоила она важный жизненный принцип – трудолюбие. Дети редко видели улыбку на ее лице. Всегда спокойная, вдумчивая, серьезная с легкой грустинкой в глазах, и как она успевала все, уму непостижимо! И руки ее могли все: и ребенка приласкать, и вкусно приготовить обед, и ремонт в доме сделать. А она будто и не уставала, а может быть, просто времени не было осознать это… И может, потому, что не боялась и не чуралась никакой работы… Она и детей своих с малых лет приучала к труду. Порядок должен быть во всем, считала Саат Алипулатова. И даже маленький участок огорода она делила на равные части так, чтобы каждый член ее многодетной семьи чувствовал свою ответственность.
А дом ее был часто полон гостей. Еще в то время, когда был жив муж, она всегда ждала его с гостями. И все диву давались, как все успевала. Да, был у нее простой секрет, которого Саат неукоснительно придерживалась: она накрывала стол, ставя все, что имелось в доме, и лучшей похвалой было для нее, когда гость, переступивший порог дома, уходил сытый и довольный. Могла пойти и взять в долг, чтобы принять людей как следует. В семье Алипулатовых не помнят, чтобы их дом пустовал. К хлебосольным хозяевам, всегда ждавшим гостей с радостью в сердце, шли люди, и сегодня, когда ее нет в доме, словно вакуум образовался. И отношения между людьми стали немного формальными…
Она не делила детей на своих и чужих. Долгие годы она работала по специальности медицинским работником, а потом в доме-интернате воспитателем, врачом, поваром. И многие воспитанники потом приходили к ней не потому, что она могла им чем-то помочь, а потому что понимали, что не знала она, что такое показные отношения между людьми, и в ее сердце находилось место для всех. Близкие вспоминают, что в любом незнакомом ей человеке она, прежде всего, старалась отыскать положительное. Оправдывала людей так, словно не замечала их недостатков. И хотела, чтобы всем было хорошо. Наверное, поэтому люди тянулись к ней, как к родному человеку, который всегда поймет и не осудит.
Все мы, наверное, живем ради детей, и она всю себя отдала детям. Очень гордилась тем, что все они получили хорошее образование и работают. Ведь она так хотела, чтобы ее дети вышли в люди, были здоровыми, образованными, интеллигентными. Сама готовила детей к урокам. Сын ее Ильман Алипулатов вспоминает, как, лежа на полу, в их доме, старательно выводил буквы, а мама терпеливо поправляла его. Она вложила в детей всю свою душу, посвятила им жизнь. И гордилась их успехами. У нее не было возможностей сказать детям: поступайте на тот или иной факультет, она пыталась дать лишь направление соразмерно способностям каждого. И каждый из них нашел в жизни свое призвание: Алипулатов Ильман Субханович – известный общественный деятель, руководитель общественно-политического ТВ ВГТРК «Дагестан», заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ, Алипулатова (Хаметова) Галина Субхановна – филолог, Алипулатова (Асварова) Раиса Субхановна – инженер-технолог, Алипулатова (Аликулиева) Фероза Субхановна – экономист, Алипулатов Юрий Субханович – инженер-строитель, заместитель директора Махачкалинского строительного техникума, Алипулатов Валентин Субханович – предприниматель. Саат Ахмедовна и сама всю свою жизнь стремилась к знаниям. И даже в преклонном возрасте старалась не сидеть сложа руки. Неожиданно для родных занялась ковроткачеством – тем, чем из-за отсутствия времени не могла заниматься в молодости. Много читала. Интересовалась общественно-политической жизнью. Конечно, ее понимание жизни было простым и житейским и все она воспринимала через собственную оценку ценностей, где главным мерилом всегда выступал критерий нравственности. У нее было свое личностное отношение к политическим персонам. С большим уважением она относилась к Магомедали Магомедову, Шахпазу Исмаилову, Абуталибу Абилову, Магомеду Джамбулатову, Уллубию Черкесову, Эльмару Заманову, Имаму Яралиеву, Назиму Апаеву. Она считала, что особенно тяжело в политике приходится женщинам. Гордилась тем, что в школе училась у такой замечательной женщины-педагога, как Марият Багишева (Черкесова), позже работавшей в должности секретарем Докузпаринского и Ахтынского райкомов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. Всегда тепло отзывалась она о Розе Эльдаровой, Хаписат Гамзатовой, Людмиле Авшалумовой, Сарие Агашириновой, Хамис Казиевой, Перзият Багандовой. Многие из них провожали ее в последний путь.
Саат Ахмедовна считала, что прожила счастливую жизнь, гордилась тем, что была супругой участника Великой Отечественной войны, что и сама была участником трудового фронта. Вместе с другими девушками из горных сел она рыла окопы в Чирюрте. Все поздравительные открытки от руководства страны она бережно хранила, но главной наградой в жизни она считала благодарность от бывших воспитанников детского дома и школы-интерната.
И сегодня по прошествии лет память об этом человеке бережно хранят в своих сердцах ее дети, родные и внуки. Да, она одна из тех женщин-горянок, кто посвятил жизнь свою труду и детям, одна из многих дагестанок, смыслом жизни которых стало счастье детей, одна из многих тружениц, которые, забывая про отдых, брались за любую работу, потому что труд для них был почетен.