Религиозный мистицизм – 6

Продолжение. Начало в №№ 1-8.

Из четвертой книги «Поймандр»

Поучение Гермеса.
Бог, Его могущество и Божественная природа есть слава Всего Сущего.
Бог – начало, основополагающая идея, способность к росту и материя всякого творения; Он – Мудрость для проявления Всего Сущего.
Могущество Бога – это первопричина, рождение и рост; деятельная сила, судьба, умирание и обновление.
Чтобы познали они истинное Благо и могущество Бога, которое движет колесо судьбы, и научились отличать добро от зла, и постигли во всей его цельности возвышенное искусство творить добрые дела.
Божественен космический Миропорядок, все части которого слились во имя единства и обновились посредством природы, ибо и сама природа укоренена в Божьем Всемогуществе. Все, что есть в мире, составляет часть его, в особенности человек – существо, наделенное разумом.
Необходимо проводить четкое различие между жизнью в вечности и самой вечностью, ибо Бог не был рожден кем-либо иным, но Самим Собой. По сути, Он никогда не был рожден, жизнь Вселенной вечна благодаря Вечному Богу.
Для сравнения приведем 112-ю главу Корана:
«Скажи: «Он – Аллах – един. Извечен Аллах один; не рождал Он, и не был рожден. И с Ним никто не сравним» (перевод Валерии Пороховой).
Из всей материи, предназначенной Им для цели творения, Он создал тело мира. Он придал миру шарообразную форму, установил свойства, долженствующие украшать мир, и сделал эту божественную материю вечно материальной.
Обратите внимание: нас в школе учили, что люди считали Землю плоской чуть ли не до Средних веков, когда какие-то умные европейцы из Западных стран не установили, что она имеет шарообразную форму. Оказывается, почти за пять тысяч лет до них откровение об этом получил Гермес и отразил его содержание в своих книгах.
Возвращение тел земных к их исходному состоянию заключается в разрушении связующей силы, которая возвращает их в тела, неподвластные разрушению, то есть в бессмертные тела. Таким образом, происходит прекращение чувственного сознания, но не уничтожение тела, обладающего свойством бессмертия.
Особое живое существо есть человек, созданный по образу мира и по воле Творца; он стоит выше всех остальных земных животных, поскольку обладает разумом.
Мир, рожденный от Бога, пребывает в Боге, человек, рожденный от мира, пребывает в мире.

Из наставлений Гермеса Тату
Здесь следует отметить, что во времена Гермеса-Идриса в Египте именем Тат или Татий учитель называл ученика царского происхождения, претендующего на статус посвященного в сакральные знания жреца. На этом основании некоторые исследователи полагают, что в данном случае наставления даются ставшему позже знаменитым строителем пирамид Имхотепу-Асклепию (Эскулапу), который как раз происходил из царского рода.
«Нет иного истинного благочестия, чем то, которое состоит в постижении существенно важных вещей и выражений благодарности за них Творцу, что я никогда не перестану делать.
Живи в служении Богу, сын мой! Истинно благочестивый человек любит мудрость превыше всего, ибо без любви к мудрости невозможно достичь высшего благочестия. Тот, кто обрел понимание Всего Сущего и научился понимать: как, кем и во имя чего все это приведено в Порядок, воздаст должное Богу, Творцу, Создателю Мира, окружившему его благодеянием и заботливо опекающему его.
Душа, сын мой, даже будучи воплощенной, никогда не собьется с правильного пути, если она уменьшила груз своих долгов настолько, чтобы достигнуть восприятие действительного Блага и настоящей Истины.
Прекрасен этот проторенный Путь, но душе, заточенной в тело, трудно по нему идти.
Сначала ей необходимо вступить в борьбу с самой собой, произвести великое разделение и позволить одной части себя одержать победу над двумя другими».
Из текста некоторых последующих глав мы узнаем, что в некоторых религиях, в частности, в исламе и христианстве, а также в иных вероисповеданиях существуют положения, согласно которым главными задачами пребывания человека на Земле являются праведная жизнь, служение Богу и постижение Истины. Кроме того, мы находим в них и доктрины о воплощении и перевоплощении человеческой души, а также о борьбе личности с собственным эго на пути нравственного совершенствования.
«Вот, сын мой, тебе путеводная нить для дороги, ведущей к свободе: ты должен оставить тело прежде, чем оно умрет, и победить жизнь, в которой не утихают раздоры. И если ты победишь, то сможешь вернуться ко Всевышнему.
Все сущее движимо; только небытие неподвижно.
Каждое тело подвержено изменению, но не все тела подвержены разложению.
Не всякое живое существо смертно, и не всякое живое бессмертно.
Все тленное подвержено разрушению; постоянно неизменное является вечным.
Все, что постоянно рождается, постоянно и умирает; но рожденное раз и навсегда никогда не разрушается и не становится иной вещью.
Первый – Бог, второй – Космос, третий – Человек.
Космос – для Человека, а Человек – для Бога.
Чувственная часть души смертна, рассудочная – бессмертна.
Каждая проявленная реальность бессмертна, но вместе с тем каждая проявленная реальность подвержена изменению.
Все Сущее двоично; ничто из существующих не пребывает в покое.
Не все вещи движимы душой, но Душа движет всем.
Дух – Душа – в Боге; разум – в человеке; разум – в Духе-Душе; Дух-Душа не подвержена страданиям.
Все рожденное подвержено изменению, но не все рожденное подвержено разрушению.
Нет ничего благого на земле; нет ничего злого на небесах.
На небесах нет ничего зависимого и порабощенного; на земле нет ничего свободного.
На небесах нет ничего неизвестного; на земле не существует никакого знания.
Материя тленная имеет противоположные превращения: рождение и разрушение. Материя вечная превращается в саму себя и ей подобное.
Из существенно важных вещей одни – суть в телах; другие – в мире Идей, а некоторые – в мире Сил. Тело тоже пребывает в мире Идей, однако Идея и Сила пребывают в теле.
Смертное не входит в бессмертное тело; бессмертное наоборот входит в смертное тело.
Земное существование лишено смысла; небеса наделены Божественным смыслом.
Провидение есть Божественный Порядок; Судьба – орудие Провидения.
Случай есть беспорядочное и слепое движение, призрак Силы, обманчивое наваждение.
Поэтому необходимо остерегаться толпы, ибо она не воспримет освобождающей силы и величия сказанного.
Так берегись же говорить с толпой, чтобы, находясь в неведении, она была менее преступна благодаря страху перед тем, что недостижимо для ее внутреннего понимания».
Аналогичные положения насчет блага и зла, материи и тела, духа и души, идеи и силы, судьбы и толпы, а также Божественного Порядка мы находим у Пифагора, Экклезиаста и других великих вероучителей.
Когда пытался сократить приводимый герметический текст с целью уменьшения цитирования, то оказалось, что не всегда это возможно, потому что в отдельных местах разрушается целостность мысли Трисмегиста и гармония ее изложения. Поэтому предлагаю читателю еще немного запастись терпением, чтобы проникнуться уникальным смысловым содержанием этого удивительного материала, что для него окажется весьма полезным духовным вознаграждением.

Далее приведем диалог между Гермесом и Татом.
Гермес: «Поскольку Творец создал весь мир Своим Словом, а не руками, представляй Его как нечто, существующее ныне, как неизменную реальность, как Творца Всего Сущего, Единосущного, создавшего все Своею Волею.
Воистину все – Его тело: неосязаемое, невидимое, незримое, неделимое и не сравнимое ни с каким другим телом. Он – не огонь, не вода, не воздух, не дыхание, но и они, и все другие вещи созданы Им и через Него.
Будучи Благом, Он не пожелал посвятить это приношение Себе одному и украсить Землю для Себя одного, но ниспослал для украшения сего небесного тела человека – смертное создание с бессмертной сущностью.
И если земля превосходит все живущее на ней продолжительностью своей жизни, то человек превосходит всех прочих земных тварей своим рассудком и духом.
Человек созерцал Божьи творения, восхищался ими и учился узнавать их Творца. Бог одарил всех людей рассудком, но не Духом. Так поступил Он не из-за боязни соперничества, ибо подобное Ему чуждо; боязнь соперничества не нисходит с небес, а рождается здесь, в душах людей, лишенных Духа».
Тат: «Почему же, отче, Бог не наделил Духом всех людей?»
Гермес: «Такова была Его воля, сын мой, чтобы все души обретали связь с Духом как награду, которую надо заслужить.
Те, кто внял возвещаемым словам и очистился через погружение в силы Духа, сделались соработниками в Гнозисе, живым знанием Бога и, воспринявши Духа, стали совершенными людьми.
Но те, кто получил Божий дар, по рассмотрению их деяний доказывают, что более не являются смертными, а стали божественными людьми, постигающими Духом-Душой все, что на земле, на небесах и, быть может, над небесами.
Проявление Духа-Души, созерцание божественных вещей и Бога – это, о Тат, дары божественного Сосуда Смешения.
Невозможно, сын мой, быть одновременно привязанным к вещам тленным и к вещам божественным. Поскольку есть два состояния существования – тленное и нетленное, смертное и божественное, – тебе необходимо сознательно выбрать одно из них, ибо нельзя быть привязанным к обоим. Когда выбор сделан, ослабление того, что было отвергнуто, подтверждается деятельной силой избранного.
Поэтому, о Тат, дары, исходящие от Бога, всегда были и будут нам доступны. И в нашей власти следить, чтобы исходящее от нас было в гармонии с Божественным и не несло в себе порока. Ведь не Бог является причиной нашей порочности, а мы сами, когда предпочитаем ее Богу.
Гнозис не есть начало Бога; он лишь дарует нам начальную возможность познать Божественное Благо.
Видимое доставляет наслаждение, а невидимое порождает сомнение и недоверие. Для обычного глаза зло знакомо и видимо, а Благо невидимо. У него нет ни формы, ни очертаний; подобное самому себе, оно неизменно и потому отличается от всего остального. Бестелесное недоступно зрению телесного человека.
Единица как начало содержит в себе все остальные числа, но не содержится ни в одном из них. Она рождает все числа, не будучи рожденной ни одним из них».
Смысл приведенных слов Гермеса мы обнаруживаем в начале Евангелия от Иоанна и в конце Корана. Кроме того, в последних двух предложениях цитаты заключено одно из важнейших положений пифагоризма.
«Таков, о Тат, образ Бога, который я в меру своих возможностей сумел тебе нарисовать. Если ты будешь внимательно созерцать его внутренним зрением и пристально воспринимать глазами сердца, то, поверь мне, сын мой, ты найдешь путь к небесам, или скорее, этот образ сам тебя поведет. Внутренняя сосредоточенность на нем делает созерцающих пленниками его силы, которая притягивает к себе, как магнит притягивает железо».

Продолжение следует.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам