ЧИСТО, ЗЕЛЕНО, КРАСИВО!
Мой приход в лицей №30 был ознаменован темой проходящих в эти дни субботников. Тема актуальна еще и тем, что городские образовательные учреждения, а вернее их педагогические коллективы, обязаны проявлять активность и наводить порядок на придворовых школьных территориях. И в этом отношении лицей №30 мог бы поделиться своим опытом с другими коллективами. Идеальное санитарное состояние внутри школы, чистота и порядок во дворе заметны невооруженным глазом. Наверное, секрет благополучия весьма прост – субботники здесь проводятся регулярно, они в числе добрых традиций лицея. И школьникам к этому не привыкать, ведь коллектив педагогов подает им пример, подходит к этому делу творчески, я бы сказала, с душой. Вот, к примеру, посадили педагоги с первоклассниками аллею и название ей придумали символическое – аллея первоклассников. Теперь дети с гордостью ухаживают: каждый за своим деревом, да еще и хвастают друг перед другом – чье из них краше. Конечно, озеленение территории не ограничилось появлением красивых клумб, разбитых в школьном дворе, карликовыми туями, кустарником – всех зеленых насаждений не перечислить. Но ведь деревья не только глаз радуют, как известно, от них и здоровью большая польза. Молодцы лицеисты, и добавить здесь нечего. Бордюры выкрашены, вся территория в порядке, потому что, со слов директора, ее поделили на участки и закрепили за ними ответственных – классы и педагогов. А еще мне понравилась креативная составляющая всего этого процесса – младшеклассникам дали задание художественно «изобразить пропаганду» поддержания санитарного порядка и чистоты. Так вот, некоторые, оказывается, на импровизированных плакатах написали обращение к родителям – «Мама, не сори, а то убирать мне!» Ведь, чего греха таить, иногда сами взрослые, ленясь дойти до мусорного контейнера, оставляют пакеты где-то по пути. Нередко так делалось и недалеко от контейнеров, находящихся вблизи лицея. Теперь вроде бы ситуация меняется к лучшему. А еще директор лицея благодарна Комбинату благоустройства г. Махачкалы: после уборки территории все целлофановые мешки с мусором сразу же вывозились работниками Комбината. Такое вот слаженное взаимодействие.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ШКОЛЬНИК
Вообще лицей №30 города Махачкалы занимает ведущие позиции по многим показателям. Он вошел в пятерку лучших образовательных учреждений Махачкалы по итогам
2011 года, его директор, учителя и ученики активно участвуют во всевозможных конкурсах и викторинах и занимают призовые места. Кстати, в этом году сама Гюльнара Абдуллаева по итогам городского конкурса вошла и пятерку лучших руководителей образовательных учреждений г. Махачкалы.
Техническое оснащение этого учреждения открывает широкие возможности перед всеми участниками образовательного процесса. Пять классов лицея оборудованы интерактивными досками и ноутбуками, Интернет и кабинет дистанционного обучения – все блага современности здесь есть, и еще, совсем недавно, в лицее открыли лингафонный кабинет. (О лингафонном кабинете здесь давно мечтали, потому что понимают, что знание английского языка, как никогда, необходимо и надо соответствовать современным запросам по углубленному изучению иностранного языка). Интересно и то, что здесь давно работают по тем стандартам, о которых только недавно заговорили. К примеру, учителя лицея всегда нацеливали своих учеников на углубленное изучение определенных предметов. Речь идет об исследовательской работе школьников. Учащийся должен выходить за рамки образовательных стандартов. Это, разумеется, дает толчок к саморазвитию. А еще в школе многие годы действовала экспериментальная площадка, главный принцип которой заключался в эффективной работе с детьми, опережающими своих сверстников в развитии. Разработчиком этой программы была Нина Казанфаровна Гаджиева. И такой опыт, давший определенный положительный эффект, планируется повсеместно внедрять в ближайшем будущем.
Учителя старшего поколения лицея не отстают от тенденций современности: они проходят курсы обучения работы с компьютером и успешно пользуются такой формой выставления оценок, как «Дневник.ру».
«Конечно, на многие свои обращения мы находим живой отклик в Администрации города Махачкалы», – директор лицея Гюльнара Абдуллаева рассказывает, что благодаря руководству столицы им удается многое: это и оснащение классов современным оборудованием, и создание условий для работы, и многое другое. Школьная мебель полностью обновлена, ежегодно проводится плановый ремонт. Кстати, в лицее озеленение затронуло не только дворовые территории, но и в школьных помещениях повсюду очень много ухоженных растений, украшающих фойе и коридоры.
Большое значение в организации работы лицея придается вопросам энергосбережения. Администрацией города разработана программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Махачкале на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Исходя из этого, была разработана и соответствующая внутришкольная программа. «Ежемесячно мы отчитываемся перед Энергетической комиссией под председательством помощника Главы города Махачкалы Адиля Кабардиева, который ориентирует нас контролировать расходы за коммунальные услуги с применением современных технологий, не допуская их нерационального использования. Так, благодаря применению энергосберегающих технологий (все лампы внутри школы энергосберегающие), мы снижаем нагрузку на электрические сети», – говорит директор. В школе также установлены счетчики на воду.
То, что лицей многопрофильный, – о многом говорит. Здесь уделяется большое внимание сразу нескольким учебным направлениям – биохимическому, физико-математическому и гуманитарному. Руководство школы заключило договоры с базовыми факультетами вузов, поэтому школьники имеют возможность посещать соответствующие занятия по профилю.
Кружковая работа в лицее также на хорошем уровне. Дети посещают хореографический и вокальный кружки, многие ребята, естественно, отдают предпочтение физическому развитию. При школе функционируют спортивные секции – вольная борьба, каратэ, кудо. А еще, рассказывает директор, недавно лицей получил спортивный инвентарь, включая новый борцовский ковер. И все-таки главное в этом лицее – это то, что здесь в центре внимания находится школьник. Перед ним открываются хорошие стимулы для культурного, умственного и физического развития, которые он с удовольствием использует.